Настоятели XVIII века

48) Сильвестр Волынский. В 1700-м году из казначеев архиерейского дома переведен в Новгородский Деревяницкий монастырь, а отсюда на другой год в Юрьев, где упоминается в 1701 и 1703-м годах. С 1704-го года архимандрит Троицко-Сергиева монастыря, а в 1707-м году рукоположен в митрополита Нижегородского и Алатырского.

49) Гавриил 1-й Домецкий. До 1691-го года был архимандритом Симонова монастыря. В Юрьев определен в Декабре 1704-го года, и был здесь по 30-е Июля, 1708-го года. Из архивных записей видно, что он, по доносу, будто бы в нерадении о монастыре и в продаже монастырских  вотчин  и угодий, переведен в другой монастырь под надзор.

50) Исаак. Упоминается в 1708-м году, 9-го Августа, и 18-го Октября.

51) Аарон II Еропкин, из дворян. В 1708 году, 21-го Ноября, переведен из Хутынского монастыря. В 1714-м году хиротонисан во епископа Корельского и Ладожского, викария архиепископу Новгородскому, с поручением ему в управление и Юрьева монастыря по прежнему. В 1723-м году, 8-го Июля, уволен в пустынь Нилову, а управление монастыря поручено архимандриту Андронику, духовных и приказных дел при доме архиерейском судии.

52) Андроник, Малороссиянин. В 1724-м году, 31-го Марта, по прошению братии Юрьева монастыря, определен действительным настоятелем обители сей, с оставлением при прежней должности по приказу духовному. Он много сделал в монастыре сем построек и насадил Фруктовый сад. В 1726-м году, 31-го Декабря, переведен в Антониев монастырь настоятелем.

53) Маркелл Радышевский, Малороссиянин. Упоминается в 1726-м году, 14-го Мая, и 1727-м году, от 27 Марта до 30-го Августа. При нем был наместник архимандрит Серафим.

54) Антоний, архимандрит Старорусского Спасского монастыря. В 1727-м году, 22-го Сентября, определен был на время управителем Юрьева монастыря и продолжал свое управление до 9-го Генваря, 1728-го года.

Аарон  Еропкин,   епископ.   Указом  Св.   Синода 1728-го года, 9-го Января, в другой раз определен настоятелем Юрьева монастыря и викарием Новгородского митрополита. В 1730-м году, 20-го Августа, опять отошел в Нилову пустынь, и по кончине погребен там в паперти соборной церкви. При нем был наместник архимандрит Иосиф.

С 19-го Сентября, 1730-го года, до 20-го Генваря, 1731-го года, заведывал монастырем казначей оного иеромонах Ириней.

С 20-го Генваря, 1731-го года, заведывал Юрьевым монастырем, по определению преосвященного Феофана Прокоповича, Антониевский архимандрит Андроник, а с 22-го Генваря 1732-го года был определен в другой раз действительным настоятелем оного. В 1734-м году, 4-го Сентября, скончался в С.-Петербурге, будучи там под следствием.

55) Иосиф II, архиепископ Грузинский, Салиельбельский и Цыркальский, викарий архиепископа Новгородского, определен настоятелем в Юрьев монастырь, в Августе 1834-го года. При нем вылит бывший большой колокол. В 1840-м году, 9-го Октября, отбыл из Юрьева монастыря; в 1741-м году, 9-го Генваря, указом Св. Синода, велено ему быть в Москве для священнослужения и управлять Московским Знаменским монастырем.

56) Гавриил II Воронов. В 1740-м году, 18-го Октября, переведен в Юрьев из Хутынскаго монастыря. В 1741-м году, 24-го Генваря, определен на время присутствующим в казенном архиерейском разряде, с тем,   чтобы   пребывание   иметь при доме архиерейском.

57) Маркелл Радышевский В 1741-м году, 24-го Генваря, определен по прежнему Юрьева монастыря настоятелем и семинарии Новгородской ректором. В том же 1741-м году, 12-го Ноября, поручены ему в полное распоряжение дела разряда и казенного приказа в Новгор. архиерейском доме. В 1742-м году, 6-го Генваря, пожа-лован, а 10-го числа хиротонисан, во епископа Корельского и Ладожского, коадьютора Новгородского архиепископа. В том же 1742-м году, 29-го Ноября, в 6-м часу утра, скончался и погребен в Юрьеве монастыре, в паперти соборной церкви, по левую сторону западных церковных дверей.

58) Павел Конюскевич, Малороссиянин, бывший проповедник Московской Академии. В 1743-м году, 25-го Июля, указом Св. Синода., велено уволить его в Новгородскую епархию для произведения на первостепенное праздное архимандричье место, а 1744-го года, 18-го Февраля, определен Юрьевским архимандритом. В 1758-м году хиротонисан в митрополита Тобольского.

Павел (Канючкевич) митрополит Тобольский и Сибирский.

По некоторому недоразумению, до конца ХIХ в. в исторической литературе имя митр. Павла примешивалось к делу митр. Арсения. Правда, были они оба южно-руссы, одной Киевской школы, одного духа. Будь Павел тогда членом Синода, он, вероятно, пошел бы за Арсением. Но этого не случилось. Митр. Павел Канючкевич (в смягченном произношении — Канюшкевич. Наши историки в ХIХ в. исказили его фамилию в «Канюскевич» Проф. Ф. И. Титов «Святитель Павел.» Киев, 1913 г., с. 107-108) оказался в стороне от столичной борьбы, в далекой провинции… Когда царское правительство во время войны 1914-18 гг. начало серию канонизаций, то после имени митроп. Тобольского Иоанна (Максимовича) ставило на очередь и Павла Тобольского. Нетленные мощи его в 1827 г. обнаружил митр. Евгений (Болховитинов).

          В этом году приготовлен был новый склеп под полом Великой Лаврской церкви с целью перенести туда рассеянные по разным местам гробницы. И вот, пишет митр. Евгений, «сего 1827 г. июня в 12 день, доложили мне, что в усыпальнице под Стефановским приделом тело Тобольского архиерея Павла, почивающее в гробе поверх земли и назначенное к погребению на новом месте, оказалось нетленным, почему и велел я оставить посмотреть мне самому, но того дня не успел сделать осмотра. В следующую же ночь, когда я заснул, представилась мне буря, колебавшая здание, от коей я проснулся и услышал, что по залам мерно и весьма твердо шествует некто в мою спальню… Двери растворились и вошел неизвестный муж светом озаренный в архиерейском облачении, с гневом на лице. Приподнявшись на постельке, я хотел встать и поклониться ему, но не мог, потому что ноги и особенно колена у меня сильно задрожали. Явившийся сказал мне: «Чи даси нам почивати, чи ни? Не даси нам почивати, не дам тоби и я николы почивати.»

   Затем он вышел мерными шагами из спальни. На утро я пришел ко гробу архиерея, коего накануне предположил осмотреть, и по снятии крышки, увидел тело того самого святителя Божия Павла, который явился мне ночью, и в том же облачении. Со слезами лобызал я руки его, отслужил панихиду и велел оставить гроб на прежнем месте.»

Спустя 40 лет Лавру посетил Александр II с императрицей в сопровождении церковного историка и писателя гр. Мих. Вас. Толстого. Последний пишет: «Вместе с другими богомольцами я спускался в этот склеп. Приподняли крышку простого деревянного гроба, сняли пелену с лика святителя и все мы были поражены изумительным нетлением мощей. Митрополит Павел представляется как бы теперь только уснувшим: русые с проседью волосы и борода, лицо спокойное, с закрытыми, несколько впалыми, очами; руки, сложенные на персях; митра и облачение — все вполне сохранилось, хотя прошло уже почти 100 лет как тело святителя покоится в гробе. Этого чудного нетления нельзя приписать действию воздуха или других местных причин, потому что другие тела в том же склепе истлели и разложились.» Тогда же по желанию императрицы был сделан фотографический снимок с открытого гроба и лика святителя (См. в книге проф. Ф. И. Титова и в «Историч. Вестн.» 1882 г.).

Канючкевич Петр по рождению (в 1705 г.) был мещанин галичского города Самбора. Это была Польша. Но как русский и православный он учился в Киевской Академии. По окончании Академии, 28 лет принял пострижение в монашество и священный сан (1734 г.). Стал учителем риторики и поэзии, т. е. стихосложения. В 1740-41 гг. он сопровождал архим. Киевской Лавры Тимофея (Щербацкого) в длительном путешествии в СПБ. Павла заметили, оценили и вызвали на должность проповедника Москов. Академии, помещавшейся тогда в Заиконоспасском монастыре. В 1743 г. Новгородский архиеп. Амвросий (Юшкевич), учитель Павла по Киевской Академии, пригласил его к себе и сделал архимандритом первого по чести и богатству Юрьева монастыря. На этом видном посту Павел оставался целых 14 лет, освоившись основательно с великорусскими нравами и церковным бытом. Отсюда Павла назначили в 1758 г. митрополитом в Тобольск. В далеком новом крае строгий к себе и к другим митр. Павел был активистом по всем частям епархиального руководства. 1) Его первым предприятием было создание богословской школы. Уже бывшую здесь начальную семинарийку он поднял до философского и богословского классов. Чрезвычайно трудно было стянуть сюда из Киевской Академии кое-каких школьных учителей. 2) Обстановка диктовала здесь местные миссионерские задачи. Особенно трудно было «усмирять» по-сибирски вольно живших здесь старообрядцев и сектантов. Строились новые церкви, конечно, в большинстве только деревянные. Продолжалось и тихое дело крещения инородцев-язычников. 3) Но всего труднее было дело управления сибирской вольницей в духовенстве. Здесь не было крепостного права. Слагалась лишь полукабальная зависимость некоторой части переселяемых из внутренней России рабочих рук при государственной и частной горной и заводской промышленности. Этакатегория рабочих непрерывной чередой посылала своих ходоков в Петербург с жалобами на местное начальство. Обивая пороги учреждений и начальств, ходоки чернили своих неугодных им администраторов, в частности, и архиереев. И разные учреждения и разные лица на верхах невольно внимали доносам и строго судили, осуждали и смещали начальников. Из текста запросов, предъявленных Синодом по настояниям вольнодумного обер-прокурора Мелиссино и ответов на них митр. Павла, явны преувеличения и прямо клеветы жалобщиков (Пр. Ф. Титов lib. сit. 122-125). И Мелиссино и императрица были готовы верить всяким обвинениям на митр. Павла, как земляка митр. Арсения, и в частности, естественно подозревали в нем и врага секуляризации. Но эти подозрения ничем фактически не оправдываются. Екатерина, «изводя» м. Арсения, с самого начала своего царствования зорко следила за личностью м. Павла. Есть собственноручная записка императрицы обер-прокурору Козловскому об административных жестокостях Павла. Екатерина II с любопытством читала отзыв о м. Павле ученого астронома, аббата Шаппа, побывавшего в Тобольске для ученых наблюдений. Последнему понравился латинского образца фанатизм Павла. Шапп пишет, что Павел «мог бы служить образцом для всего христианского духовенства.» Читая эти строки Шаппа уже в 1768 г., Екатерина II с раздражением замечает: «Вот прекрасный образец, предлагаемый аббатом для подражания: — невежда и фанатик! Этот прелат кроме того был горд и мстителен. Пороки, за которые он должен был недавно оставить свою епархию.» Екатерина следила не за одним Павлом. Она вела разведку и о других архиереях, недружелюбно встретивших секуляризацию. В одном письме говорит о них, что они «не почли за нужное объявить себя.» Мелиссино знал о подозрениях Екатерины и усердствовал в контроле над епархиальной работой митр. Павла. А Павел, пораженный «ушкуйническими» нравами сибирского духовенства, думал смирить сибиряков незнакомой им дисциплиной и старомодными крепостническими работами в архиерейском хозяйстве. Обе стороны, как в неудачном браке, «не сошлись характерами.» Даже позднейший сибиряк-историк прот. А. Сулоцкий («Тобольские и Томские архипастыри.» Омск 1881 г.) о святителе Павле пишет: «11.I.1768 г. был по крутости и строптивости характера и странности иных действий уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру.» В случае с м. Павлом ясно теперь для нас, но далеко неясно было современникам, вскрывалась устаревшая дефективность искусственно введенной Петром Великим диктатуры южно-руссов в управлении церковном. Чужаки-киевляне не поняли творческого преображения всей русской культуры и быта государства и церкви в новом петербургском периоде России. Они естественно, исполнив свою историческую роль, должны были уступить место великороссам. Последние инстинктивно чутко покорялись ломке всего быта. Южно-руссы не могли этого понять. На придирчивые требования обер-прокурора, почему Павел «не рапортует» о делах, он искренно не понимает такой формальной требовательности: он отвечает, что не рапортовал «не из какого моего к команде презрения, чего и в уме моем не имею, да и помыслить грешно…» Не догадывался Павел, что все в России глубоко и существенно изменилось, и он со всем своим киевским воспитанием стал лишней окаменелостью безвозвратного прошлого. На основании скопившихся жалоб на митр. Павла, Мелиссино 23.V. 1767 г. внес в синод предложение: «По производимым в Св. Синоде делам оказалось, что преосвященный Павел митрополит Тобольский… поступает с неумеренною строгостью… много же неволею в монашество постригает и через побои жестоко наказывает… И на посланные Св. Синодом указы… неясно и нескоро, а при том и непорядочно ответствует… чтоб велено было: или оного преосвященного из той епархии перевести в другую, ближайшую к Москве епархию, или о происходящих на него просьбах учредить нарочитую комиссию.» Синод не выразил готовности торопиться. Мелиссино нажал высокую кнопку. И 21.VI.1767 г. через м. Дмитрия (Сеченова) Синоду передано Высочайшее повеление: «преосвященному Павлу, митрополиту Тобольскому быть в Москву.» Павел не спешил. Мелиссино грозил через губернатора насильственной высылкой. Павел уже был в дороге, но заболел в Екатеринбурге и пролежал более месяца. Наконец, прибыл 2.IV.1768 г. в Москву. Здесь по уговору друзей он написал прошение об увольнении его на покой в Киево-Печ. Лавру. И для членов Синода это было желательным концом дела. Но Мелиссино настоял, чтобы Высочайший доклад об отпуске на покой митр. Павла сделан был с перечислением всех обвинительных пунктов, предъявленных обер-прокурором к митрополиту Тобольскому. Но императрица, может быть, по совету того же м. Дмитрия (Сеченова), минуя ворох мелочных обвинений, просто утвердила отпуск на покой, правда, без пенсии и без прогонных денег. Но м. Павлу было выдано кое-что в счет его архиерейского жалованья, еще не полученного за последние месяцы. На эти гроши м. Павел и добрался до родной лавры. Тут его скромно, но дружески устроил архимандрит Зосима. Павел тут целиком отдался молитвенной, постнической и благотворительной подготовке к своей мирной христианской кончине, окруженный все возраставшим почитанием верующего народа.

     В момент смерти м. Павла, 4.ΧΙ.1770 г., Киевская митрополичья кафедра вдовствовала. Архим. Зосима желал нормального парадного погребения собором архиереев. А таковых под рукой не было. Зосима послал в Синод запрос, чтобы ему прислали инструкцию о погребении. Запрос пропал на почте. В лавре напрасно ждали ответа и не хоронили. Одновременно с официальным запросом, архим. Зосима послал запрос частный к члену Синода, архиеп. СПБ-му Гавриилу (Петрову). Тот, видя, что обещанная официальная бумага от Лавры в Синод не поступает, сам написал частное письмо Зосиме, советуя совершить погребение без предположенного парада, каковое и состоялось 19 декабря 1770 г. Прошло уже полтора месяца со дня кончины м. Павла, а тело его при закрытии гроба оказалось неразложившимся, что, конечно, стало дополнительным основанием для народного почитания покойного, как святого. Непрерывный ряд чудесных исцелений по молитвам к нему идет с той поры и до попытки перенесения гроба в 1832 г. и после того и переходит в ХХ век. (См. Прот. Ф. Титов). (дополнение по А.В. Карташеву. И.Р.П.Ц.)

59) Иоасаф Хотунцевский, Малороссиянин, из архимандритов Высоко-Петровских. В 1758-м году, 17-го Апреля, пожалован, а 24-го Мая, хиротонисан во епископа Корельского и Ладожского, и того же месяца 30-го дня вступил в управление монастырем. В 1759-м году, 29-го Апреля, скончался и погребен в Юрьеве монастыре, в паперти соборной церкви, на правой стороне.

60) Иоанникий I, Святоша, иначе Святковский и Зверев, Малороссиянин. До 1756 года он был учителем а с 1756 до 1758-го года профектом Александро-Невской Семинарии, потом архимандритом Вяжицкого монастыря, из коего в 1759-м году, 1-го Мая переведен в Юрьев, где устроены им были настоятельские келии. В 1768-м году, 3-го Июня, скончался и погребен в паперти соборной церкви Юрьева монастыря.

61) Иоаиникий II Микрицкий, Тихвинский уроженец. По окончании курса наук в Новгородской Семинарии, был сениором или инспектором оной; потом в 1755 году, с 5-го Мая, учителем Латинского языка, а с 15-го Ноября, того же года, вместе и Еврейского, В 1758 году, 11-го Апреля, определен наместником в Хутынский монастырь. В 1759-м году снова сделан учителем Еврейского языка в Семинарии. В 1760-м году, 13-го Генваря, произведен в игумена Сковородского монастыря, с оставлением при учительской должности. В 1761-м году, 24-го Сентября, определен богословия учителем. В 1762-м году произведен в Данилов Переяславский монастырь архимандритом и определен Переяславской Семинарии ректором. В 1768-м году, 25-го Августа, переведен в Юрьев монастырь. В 1775-м году, 2-го Апреля пожалован, а 17-го Мая хиротонисан во епископа  Олонецкого в

С.-Петербургском Петропавловском соборе.  В 1782-м году, 10-го Марта, уволен на покой в Хутынский монастырь с пенсиею 500 рублей; оттуда переведен в Юрьев, и здесь, в Ноябре, 1785-го года, скончался и погребен в паперти соборной Георгиевской церкви.

62) Виктор Онисимов, сын священника Новгородской Петропавловской церкви, что в Панской улице, Онисима Афанасьева. Вступил в Новгородскую Семинарию 1741-го года, и по окончании курса учения пострижен в монашество 11-го Апреля, 1758-го года; потом был учителем нижних классов Семинарии, Будучи учителем поэзии, он определен экзаменатором при викарии Новгородском и вскоре отправлен в Испанию, при миссии. По возвращениии, в 1766-м году, 20-го Сентября, произведен архимандритом в Вяжицкий монастырь, и первый из архимандритов отправлял чреду священнослужения и проповеди слова Божия в С.-Петербурге. В 1770-м году переведен из Вяжицкого в Иверский монастырь, в 1775-м году, 2-го Апреля, в Юрьев, в 1782-м году, 3-го Июля, хиротонисан во епископа Олонецкого в

С.-Петербугском Казанском соборе. В 1783-м году, 22-го Сентября, переведен на Владимирскую кафедру. В 1797-м году, 5-го Апреля, пожалован орденом св. Анны 1-й степени. В 1800-м году, 24-го Февраля, уволен от управления епархиею в Юрьев монастырь с пенсиею по 1000 рублей в год, а в 1817-м году, 29-го Марта, скончался и погребен в паперти соборной Георгиевской церкви.

63) Арсений I Бузановский, Малороссиянин. Он обучался в Новгородской Семинарии и, по окончании учения, был в оной учителем Греческого языка. Отсюда вытребован к учительской также должности в Александро-Невскую Семинарию, и был в оной учителем философии и богословия, а с 1762-го года и префектом. В 1764-м году произведен во архимандрита Спасо-Ярославского монастыря; в 1775-м году, 2-го Апреля, переведен в Хутынь монастырь. В 1782-м году, 26-го Мая, переведен в Юрьев, где, в 1784-м году построена им бывшая при соборе колокольня с боевыми часами. В 1785-м году он уволен от управления монастырем. В 1786 году скончался и погребен в паперти соборной Георгиевской церкви.

64) Афанасий Вольховский, Малороссиянин, сын Полтавского протоиерея, обучался сперва в Тверской, потом Ярославской Семинариях, после в Харьковском Коллегиуме, и наконец в Киевской Академии. В 1765-м году из философского класса произведен во священника к Полтавской Николаевской церкви. В 1769-м году, 1-го Октября, по вдовстве, пострижен в монашество в Троицком Ильинском Черниговском монастыре, и был оного наместником. В 1770-м году проходил разные послушания и должности в Черниговском кафедральном соборе. В 1776-м году произведен в игумена в Новгородский Кириллов монастырь; в 1781-м году, Декабря…., определен наместником Александро-Невского монастыря, что ныне Лавра. В 1783-м году переведен в Отенский монастырь; того же года произведен в архимандрита в Вяжицкий монастырь. В 1785-м году, 13-го Ноября, переведен в Юрьев. Здесь, в 1786-м году, переносил мощи святителя Феоктиста из Благовещенской в Георгиевскую соборную церковь монастыря. В 1788-м году, 30-го Июля, хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии. В 1795-м году, 5-го Марта, переведен в Могилев, где награжден орденом св. Анны 1-ой степени. Скончался 1801-го года, 1-го Января, в Полтаве, живши на покое в Лубенском монастыре.

65) Ириней Клементьевский. Родился в Феврале, 1753-го года, в селе Клементьеве, Владимирской епархии; обучался во Владимирской Семинарии, а оканчивал науки в Московской Академии, и, по окончании курса наук в 1774-м году, пострижен в монашество, проходил там разные учительские должности, наконец был академическим проповедником, а с 1776-го года игуменом Московского Знаменского монастыря и других. В 1781-м году произведен в Ростовский Борисоглебский монастырь архимандритом и определен Ростовской семинарии ректором и богословия учителем. Отсюда, в 1787-м году, 30-го Июня, переведен был в Новгор. Юрьев монастырь и назначен в С.-Петербурге на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В 1788-м году, 10-го Мая, повелено ему присутствовать в Св. Суноде, а Июня 30-го переименован Новгородского Юрьева монастыря архимандритом. В 1792-м году, 6-го Июня, хиротонисан во епископа Тверской епархии, а в 1796-м году, 24-го Октября, пожалован архиепископом. В 1797-м году, 13-го Марта, пожалован орденом св. Александра Невского. В 1798-м году, 17-го Октября, переведен на Псковскую кафедру. В 1814-м году, 30-го Августа, уволен на покой в Александро-Невскую Лавру, где, в 1818-м году, 24-го Апреля, скончался и погребен 26-го числа в церкви св. благоверного князя Феодора .

66) Иакинф Карпинский. Родился в Украинской Малороссии около 1723-го года, обучался сперва в Курской и Белогородской семинарии до пиитики, а потом в Харьковском коллегиуме окончил курс наук, и продолжал оный еще в Шевской Академии. после того в разных училищах и разных классов был учителем. В монашество пострижен 1744-го года в Харьковском Покровском монастыре и в тамошней Коллегии был префектом. С 1757-года, по посвящении в архимандрита, был настоятелем монастырей: 1. Дмитровского Борисо-Глебского, 2. Переяславского Данилова, 3. Севского Преображенского, 4. Рыльского Николаевского, 5. Коломенского Голутвина, 6. Новгородского Вяжицкого, 7. Кирилло-Белоезерского, 8. с 1792-го года, Июня 27-го, Новгородского Юрьева, 9. с .1795-го года, Апреля 23-го, Московского Донского, и наконец, 10. с 1797-го года Московского Ново-Спасского. В продолжении всех сих перемен был он ректором в Семинариях: 1) Переяславской, 2) Коломенской, 3) Кирилло-Белоезерской, 4) Вологодской и 5) Новгородской. С 12-го Мая, 1794-го года, был членом Московской Конторы Святейшего Синода. Скончался в Ново-Спасском монастыре 1768-го года, 29-го Ноября, на 77-м году от рождения, и погребен под алтарем соборной церкви, противу гробницы архимандрита Иоанна Черепанова.

67) Гервасий Липцевский, Малороссиянин, в Юрьев переведен из второклассного Ставропигиального Бизюкова монастыря 1795-го года, Мая 6-го дня. В 1796-м году, 13-го Мая, пожалован, а 26-го хиротонисан во епископа Феодосийского, викария Екатеринославского, и там скончался 1798-го года, 7-го генваря.

68) Иннокентий Дубравицкий. Родился около 1760-го года, в Тверской епархии, а обучался в Новгор. семинарии, где, по окончании наук, с 1781 года, проходил и учительские звания до префекта, а в 1788 году, 12 Окт., переведен ректором в Александроневскую Семинарию. Тогда же поручено было ему преподавание закона Божия православным воспитанникам Немецкого училища св. Петра. В 1793 году он имел счастие быть наставником Ея Императорского Высочества, Великой Княжны, Елисаветы Алексеевны. Между тем был он в это время архимандритом Новг. Вяжицкого и Антониева монастырей. В 1795-м году, 7-го Апреля, переведен в Иверский монастырь с увольнением от должности ректора. А в 1796-м году, 23-го Мая, переведен из Иверского монастыря, и тогда же испросил увольнение от управления Юрьевым монастырем, однако имея в оном пребывание и получая пенсии по 1000 рублей в год. В 1799-м году, 25-го Декабря, скончался и погребен в  паперти соборной Георгиевской  церкви,  на северной стороне.

69) Арсений II, Тодорский. Родился в 1744-м году, в 5-ти верстах от города Коломны, и в крещении наречен Димитрием. Обучался с 1761-го года сперва в Коломенской, потом Рязанской Семинарии, а наконец в Московской Академии. В 1771-л году пострижен в монашество и наименован Дорофеем. По прошествии осьми дней произведен во иеродиакона и наречен Арсением; того же года, 23-го Августа, рукоположен во иеромонаха, Сентября 5-го дня определен префектом и Философии учителем в Коломенской Семинарии. В 1773-м году, 17-го Марта, произведен во игумена в Коломенский Спасский монастырь; в 1774-м году, 6-го Апреля, во архимандрита в Голутвин монастырь; в 1775-м году, 3-го Сентября, ректором и богословия учителем в той же Семинарии, и того же года переведен Суздальской епархии в Цареконстантинов монастырь. В 1788-м году, 30-го Июня, определен в Ростовский Борисоглебский монастырь настоятелем в Ярославской семинарии ректором и богословия учителем. Отсюда вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. В 1790-м году определен в Сергиеву пустынь; в 1793-м году, 16-го Декабря, переведен в Кирилло-Белоезерский монастырь, а 1796-го года, 21-го Июня, в Юрьев, и того же года 15-го Августа, хиротонисан во епископа Вологодской епархии. В 1802-м году, 15-го Июня, скончался и погребен в Вологодском Софийском соборе, на правой стороне, в углу.

70) Иоанн Островский, Малороссиянин, из мещанских детей города Василькова. С 1754-го года, обучался в Шевской Академии, и по окончании курса наук был учителем Латинской грамматики, потом философии и богословия 15-ть и префектом 9-ть лет. В монашество пострижен в Киево-Софиском кафедральном монастыре (ныне собор), и потом произведен во игумена Киево-Петропавловского монастыря. В 1783-м году, 6-го Генваря, переведен в Харламтевский Гамалеевский монастырь и рукоположен во архимандрита. В 1789-м году, 15-го Декабря, переведен в Богоявленский Голутвин монастырь; 1793-го года, 15-го Генваря, определен ректором Коломенской Семинарии. В 1795-м, 6-го Мая, переведен настоятелем в Новгородский Антониев монастырь и ректором Новгородской семинарии. В 1796-м году, 25-го Августа, переведен в Юрьев монастырь и находился в С.-Петербурге на чреде священнослужения. В 1797-м году, 17-го Сентября, назначен в Новгород-Северский Спасский монастырь, и того же года, 31-го Декабря, не быв в оном, определен опять в Новгородский Антониев со степенью Юрьева монастыря, а в 1798-м году, 10-го Ноября, переведен в Тверской Калязин. В 1800-м году, 5-го Февраля, хиротонисан в епископа Пермского; в 1801-м году, 24-го Декабря, скончался на 67-м году от рождения и погребен за алтарем Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.