Икона «Мадонна с Младенцем»

Мадонна с Младенцем» — картина, приписываемая итальянскому художнику эпохи раннего Возрождения Лоренцо ди Никколо́ Джерини, из собрания Государственного Эрмитажа.

Лоренцо ди Никколо́ Джерини (?)

Мадонна с Младенцем. Около 1400 года

Дерево (тополь), темпера. 130,5 × 69,5 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (инв. ГЭ-4045)

На картине изображена Мадонна с Младенцем на коленях, в руке у Младенца птичка, символизирующая спасение души. По золотому фону в технике сграффито изображены нимбы Мадонны и Младенца. Основа картины состоит из двух вертикально ориентированных досок, поверх которых наложена рама в виде резной готической арки, с обратной стороны рама прибита 15 коваными гвоздями. Рама также расписана Джерини, по арке расположены семь красных и тёмно-синих херувимов; на колоннах изображены четыре ангела; в основании рамы три медальона с изображениями (слева направо) св. Екатерины Александрийской, Иисуса Христа и св. Доротеи Кесарийской; ниже медальонов по всей длине рамы на чёрном фоне надпись золотыми буквами: MDM AVE MARIA GRATIA PLENA DOM TECV (Радуйся, Мария Благодатная! Господь с Тобою. — Лк. 1: 28). На базах угловых колонн рамы изображено два гербовых щита; левый щит рассечён, в первом поле на голубом фоне серебряное стропило, во втором поле на серебряном фоне голубое стропило. На правом щите гербе с голубым фоном, на котором турнирный воротник, две золотые лилии, красное горящее сердце и золотой полумесяц рогами вверх. Владельцы гербов не установлены.

Долгое время святая в правом медальоне была не определена. В. Н. Лазарев счёл что это святая Варвара Илиопольская, но эта гипотеза вызвала серьёзные возражения: св. Варвара в католической иконографии традиционно изображалась с башней в руках, а в медальоне святая показана с букетом цветов и книгой в руках, на её голове просматривается венок. Т. К. Кустодиева решила что это святая Доротея Кесарийская.

Ранняя история картины не установлена, в первой половине XIX века она принадлежала графине А. А. Орловой-Чесменской. После её смерти картина в соответствии с завещанием была передана в Юрьев монастырь под Новгородом — Анна Алексеевна покровительствовала этому монастырю была там похоронена. После Октябрьской революции монастырское имущество было национализировано и картина поступила в Государственный музейный фонд, где собирались реквизированные произведения искусства для дальнейшего их распределения по музеям. В 1924 году картина поступила в собрание Эрмитажа. Выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа в зале 207.

По мнению Т. К. Кустодиевой данное изображение Мадонны относится к иконографическому типу «Мадонны Смирения» (Madonna dell’Umilta).

При поступлении в Эрмитаж картина была принята как работа Аньоло Гадди. Э. К. Липгарт и А. Вентури считали что картина написана Парри Спинелли. В. Н. Лазарев переатрибутировал её как работу Лоренцо ди Никколó Джерини Свои выводы он аргументировал тем что эрмитажная картина стилистически очень близка к таким достоверным работам Лоренцо ди Никколо, как полиптих из церкви Сан Мартино в Теренциано близ Флоренции (1402 год) и триптих в Пинакотеке в Сан-Джиминьяно (1401 год). Он счел что картина относится к раннему периоду творчества художника, последние буквы в надписи на раме расшифровал как указание даты 1400 год. Т. К. Кустодиева, в целом соглашаясь с мнением Лазарева, отмечает что «близость манеры Лоренцо ди Никколо Джерини к манере живописцев мастерской его отца не позволяет с абсолютной уверенностью утверждать, что картина выполнена самим Лоренцо» .Тем не менее в Эрмитаже работа по прежнему приписана этому художнику (со знаком вопроса).

Российский искусствовед Т. К. Кустодиева в своём обзоре эрмитажного собрания итальянского искусства эпохи Возрождения писала о картине:

Хрупкость позднего «пламенеющего» стиля готики вступает в противоречие с центральными фигурами, весомыми, приземистыми, решёнными в ином, джоттовском ключе. И композиция, и персонажи кажутся несколько тяжеловесными, полуобнажённая фигура младенца Христа — неуклюжей и грубоватой. Однако произведение привлекательно тем, что художник пытается согреть эту сцену теплом человеческих чувств…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее