Древние новгородские фрески под микроскопом

Лаборатория архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников Института археологии РАН начала в 2021 г. исследования домонгольских фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря. Проект победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ и был поддержан грантом Правительства РФ. Работы московских археологов осуществляются при содействии Новгородской епархии Русской Православной церкви и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Натурные исследования в церкви Спаса-Преображения на Нередице

Попавшие в фокус научных занятий фрески удивительны, кроме своих художественных качеств, своим происхождением – это «археологические» фрески, появившиеся на свет в результате работ археологов 2013–2020 гг. в интерьере Георгиевского собора и вокруг него. Закономерно в процессе археологических работ возникновение из-под земли небольших предметов – чаще всего декоративно-прикладного искусства. Нередко археология имеет дело с лежащими под землей архитектурными конструкциями – открывая их, она пополняет каталог архитектуры.

Появление из-под земли шедевров с фигуративными изображениями (живопись, фрески) случается крайне редко, как и попадание изображений в археологический культурный слой. Обнаружение в ходе раскопок в интерьере Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря тысяч фрагментов первоначальной фресковой росписи храма принадлежит к подобным исключительным археологическим удачам, приносящим как исследовательскую радость и потрясение мастерством древних творцов, так и удивление способностью земли сохранять и отдавать произведения искусства такого рода.

В соборе Юрьева монастыря, заложенном в 1119 г. по заказу князя Всеволода Мстиславича, только в откосах некоторых окон и на стенах лестничной башни сохранились фрагменты монументальной росписи первой трети XII века. Практически весь первоначальный ансамбль фресок был сбит со стен и положен в качестве основания под новый чугунный пол храма в 1820–1830-х гг. Отдельные фрагменты этой живописи обнаруживались на протяжении XX века при археологических исследованиях на территории Юрьева монастыря и при случайных находках.

В процессе археологических исследований Института археологии РАН 2013–2020 гг. (руководитель – член-корреспондент РАН, доктор искусствоведения Вл.В. Седов) было обнаружено и извлечено из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов росписи, сбитой со стен в XIX в. Этот массив «археологической» фресковой росписи дополняет наши представления о свойствах домонгольских фресок Новгорода.

Стартовавший проект призван проанализировать появившиеся из-под земли фрески с разных сторон. Предполагается издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок. Планируется построение 3D модели Георгиевского собора изнутри и снаружи. Но главным содержанием нынешнего этапа работ, часть которого уже проведена, стало изучение фресок методами точных наук – при помощи спектрометра (XRF-спектрометрия), микроскопа и других доступных гуманитариям методам. Анализы, получаемые при помощи точных наук, дают новые представления о технологии фрескового производства, о материалах, из которых изготавливался раствор и краски, о пигментах, содержащихся в них.

Исследования археологических находок при помощи микроскопов

Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект таких исследований. Помимо срубленных со стен фресок, они остались на стенах памятника – как на нижних частях, ранее скрытых под более поздним полом, так и в некоторых местах в основной части (наосе) храма и в интерьере лестничной башни. Домонгольские фрески в интерьере собора можно сравнить с росписью XVIII, XIX, XX вв. фрагменты которых также присутствуют в храме. Внутри одного собора содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX в. Например, спектрометрический анализ дает ответ на вопрос, присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, который добывался в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но все же редкий в России азурит. Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII в., а из каких – в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись, отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной и т.д.?

Для ответов на эти вопросы Институтом археологии РАН и Новгородским музеем было приобретено специальное оборудование, которое используется для изучения памятников истории и культуры неразрушающими методами. Ознакомительная работа с таким оборудованием была проведена специалистами лаборатории Лувра в 2019 г. В течение последнего года опыты с использованием различных методик производились совместно со специализированной лабораторией по исследованию культурного наследия Курчатовского института, а сейчас для дальнейшей работы Институтом археологии РАН приглашена в Россию специалист в области изучения культурного наследия ученый-материаловед из Италии Алессандра Джиумлия.

Работы в мастерской фресок в новгородском Детинце

В проекте, помимо сотрудников лаборатории, принимают активное участие студенты Государственного академического университета гуманитарных наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Серия измерений и анализ этих данных дадут конкретные ответы на поставленные вопросы. Пока можно сказать, что фрески Георгиевского собора и весь археологический комплекс находок, полученных из раскопок 2013–2020 гг., представляют огромный интерес с точки зрения материаловедения, но они являются и одним из древнейших образцов русской живописи. Их появление на стенах новгородского храма знаменует самое начало русского искусства, хотя в их создании на главных ролях принимали участие греческие (византийские) мастера.

А. Джиумлия, М.В. Вдовиченко, Вл.В. Седов

Институт археологии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее