«Христос приходит в этот мир, чтобы его исцелить, возродить, преобразить и наполнить светом Своего Божества»

23 января. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в Неделю по Богоявлении в Спасском соборе Юрьева монастыря.

«Мы продолжаем пребывать в свете праздника Богоявления Господня, и в эти дни до самого отдания поются торжественные песнопения, которые говорят о явлении Бога в этом мире, свете,  спасении и преображении нашего мира в пришествии Сына Божия Господа Иисуса Христа. 


Православная иконография очень богата и глубока. Это целый символический, духовный язык, он делает изображение не просто чем-то вроде исторического или схематического изображения события, но это действительно Богословие в красках, как учит Церковь, говоря об иконописи. И вот сосредоточим внимание всего на одной детали, на иконе Крещения Господа нашего Иисуса Христа, которое сближает ее с иконой Воскресения. Христос входит в бездну, водную стихию, крестясь в реке Иордани, можно сказать, что здесь уже предображается Его схождение во ад, потому что для Ветхого Завета, для древнего сознания водная стихия ассоциировалась с бездной, хаосом, с чем-то, что противостоит Богу. Когда-то Бог вызвал из этого хаоса Бытие – сотворил весь мир, но представление о тьме, о смертоносной бездне, о водах потопа продолжало сохраняться в религиозном сознании.


Об этом символизме говорит и святитель Иоанн Златоуст в своём слове на Богоявление, там сказано от лица Христа следующее: «Враг человеческого рода,  будучи свержен с  неба и изгнан с земли, гнездится в естестве водном, а Я и оттуда пришел изгнать его, как возвещал о Мне пророк: «Ты сокрушил головы змиев в воде» (Пс. 73:13)». Это пророчество из псалма Давидова, но также и ссылка на обетование, данное прародителям после изгнание из Рая, что семя жены сотрет главу змиеву. И явление Бога в этот мир и служит той самой цели — сокрушить главы змиев. Враг, некогда оторвав человека, а через него весь мир, от Бога, повержен Христом. Иногда сходство на иконах доходит до того, что Христос в Иордане стоит на каком-то подножие, которое соотносится с поверженными вратами ада на иконе «Сошествие во ад». Тем самым мы говорим не просто о событиях Крещения Господня и о начале проповеди Спасителя, но о чем-то более глубоком и вечном. А именно о самом явлении Бога в этот мир ради нашего спасения, о Его Рождестве в этом мире, о Его победе над бездной, над диаволом, Его смерти и Воскресении, а также о Преображении этого мира и человеческой природы.


В центре нашего внимания, как в фокусе духовного и телесного зрения, Сам Христос Спаситель, Он Совершитель нашего спасения, а всё вокруг это детали, которые подчеркивают тот или иной аспект Его земного служения. Но именно здесь, в центре Он, сокрушающий главы змиев, сокрушающий врата ада, чтобы освободить его узников. Также знаменательно, что на обоих иконах и Крещения, и Воскресения изображён Иоанн Креститель, который возвещал Спасителя на земле, и также ему было суждено стать Предтечей и проповедником покаяния во аде, до сошествия Христа. И вновь мы устремляемся нашим вниманием к тому возвышенному и прекрасному смыслу, который содержится в этом празднике – это явление Бога в мир ради спасения этого мира, оторвавшегося от Бога через падение прародителей.

Мир перестал Его видеть, чувствовать, знать, подвергся тлению, страданию и смерти. Евангелие, радостная весть, говорит о том, что Бог не оставил созданный мир, пусть падший и испорченный, но мир и человек, как венец творения, не перестал быть любимым Богом. И Он приходит в этот мир, чтобы его исцелить, возродить, преобразить и наполнить светом Своего Божества. И это преображение, возрождение и спасение мира начинается во Христе. Оно уже началось, и в рамках этого праздника мы снова переживаем и вспоминаем об этом и стараемся приобщиться к этому исцелению, спасению и преображению мира, которое уже действует и происходит, и к которому мы с вами призваны через нашего Господа. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее