«Посвящая свою жизни Христу, следуя за Ним крестным, скорбным путём, мы следуем за Ним и к воскресению»

30 марта. Проповедь епископа Арсения в Спасо-Преображенском храме села Бронница.

«Дорогие братья и сёстры, дорогой отец настоятель! Сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Алексия, человека Божия, отца настоятеля поздравляю с Днём ангела, также всех причастившихся сегодня с принятием Святых Христовых Тайн.
Эта среда Великого поста называется в церковном уставе «средопостной», потому что это середина поста. Также на этой седмице Крестопоклонной мы совершаем чествование Креста Господня, начиная со всенощного бдения третьей Недели Великого поста. Ещё одной особенностью сегодняшнего дня является молитва о «иже ко святому Просвещению готовящихся». В древности Великий пост был временем наиболее тщательной подготовки тех, кто готовился в этом году принять Крещение перед Пасхой. И существовала практика оглашения, которое могло продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. А начале поста епископ, как глава местной общины, утверждал состав оглашенных, которые будут креститься в предстоящую Великую субботу, накануне Пасхи. И наша богослужебная практика, доставшаяся нам из Византии, фиксирует, что об этих людях, которые готовятся к принятию Крещения, возносились особенные молитвы.

И вот, во-первых, для тех, кто только начинает свой христианский путь, а, во-вторых, вообще для всей Церкви, для всех христиан было установлено особое чествование Креста Господня. И хотя ещё не Страстная неделя, но тем не менее мы чувствуем Крест. Для каждого христианина — и для того, кто только собирается принять Крещение, и для нас с вами, кто уже на этом пути — это важное и строгое напоминание о том, что следование за Христом это путь крестный. Мы слышали в Евангелии в воскресный день, когда Спаситель говорит ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23). Это не то, что ожидали услышать ученики, некоторые из которых верили в земное царство Божие и спорили о том, кто займет первые места или лучшие должности в этом царстве. А Христос говорит, во-первых, о том, что Он пришёл отдать жизнь Свою за жизнь мира. А, во-вторых, о том, что тот, кто хочет следовать за Ним, тоже должен взять свой крест и последовать за Ним. И не беречь душу свою, то есть жизнь, а быть готовым потерять её ради Евангелия и ради Царствия Божия, ибо тот, кто потеряет её, тот обретёт её (см. Мк. 8:34, 35). Вот такой был смысл воскресного Евангелия.

Посвящая свою жизни Христу, следуя за Ним крестным, скорбным путём, мы следуем за Ним и к воскресению, к жизни, которая открывается нам Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Да, путь этот, как Спаситель и предупреждает Своих учеников, есть путь тесный, путь крестный. Но абсолютно каждый человек живёт в мире полном страданий, полном зла, полном смерти — всё это трагические последствия оторванности людей от Бога. Крест же Господень, который мы чествуем, это знамение того, что эти страдания, все эти скорби, всё зло, что существует в мире, и даже смерть — это не последняя правда и не последнее слово об этом мире. А последняя правда — это правда Божия, и последнее слово — за Христом. И та последняя правда, к которой Он всех нас призывает — это воскресение, это обновление, это спасение.

Путь к этому открывается Крестом — для тех, кто последовал за Христом, взяв свой крест. И нам также следует помнить о том, что крест всего мира, каждого из нас — это Крест Христов, который уже принесён был Спасителем на Голгофу. И мы в своих испытаниях, в своих тяжких обстоятельствах, которые мы, как христиане, принимаем с верностью Богу, с доверием Ему и с благодарностью, уподобляемся Симону Киренейскому, который помог нести Спасителю Его Крест. Крест Христов — это Крест всего мира, наш Крест несёт Спаситель! Нам лишь следует не роптать, а помочь Ему в несении нашего собственного Креста. Путь этот, как уже было сказано, и тернист, и труден, но он также и светел, и радостен — он отверзает врата воскресения.

Именно это провозглашает с самого начала Евангельская проповедь. Христианство — это не просто какие-то нравственные принципы, это не исполнение тех или иных обрядов. Таинственная сущность нашей веры заключается в том, что, желая единства со Христом, достигая этого единства, мы Им Самим проводимся сквозь долину смертной тени к воскресению и к жизни вечной. Христос-Спаситель на языке новозаветной и святоотеческой традиции — это новый Адам. Как первый человек, отпавший от Бога, стал родоначальником всего падшего, оторванного от Бога человечества, так и Христос становится начальником жизни. Он не просто восстанавливает нашу связь с Богом — Он становится одним из нас, явившись в этом мире, разделив всю нашу жизнь, наши страдания, в конце концов, и нашу оторванность от Бога даже до смерти. Для того, чтобы и нашу жизнь, и нашу смерть просветить, изменить, наполнить смыслом и светом. Так, что уже наша земная жизнь может быть причастием Христу, а смерть становится дверью встречи с Ним. Вот обо всём этом нам и напоминает Церковь, когда мы особым образом чествуем Крест Спасителя на этой неделе.

Те дела, что совершал Спаситель, проповедовал, собирал учеников, обращался к людям, к чему-то призывал — всё это, по земным меркам, потерпело поражение, когда Он был распят на Голгофе. Но в этом унижении, в этом отвержении миром своего Спасителя была заключена тайна Божественной любви, тайна нашего спасения, тайна подлинной победы Божией над грехом, надо всем злом и над смертью. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее