«Христос уже спешит, как когда-то в Вифанию. Он идёт, чтобы изгнать всю боль, всю неправду, весь грех, отчаяние и саму смерть»

16 апреля. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в Лазареву субботу в Юрьевом монастыре.

«Сегодня, дорогие отцы братья и сёстры, праздник, который называется Лазаревой субботой. В этот день мы вспоминаем воскрешение Господом Иисусом Христом Своего друга Лазаря, незадолго до входа Господня в Иерусалим. И сегодня мы также прощаемся с нашим другом, с нашим прихожанином и братом, рабом Божиим Николаем. И знаменательно, что прощание проходит именно в этот день, потому что среди прочих дней церковного года этот день по-особому тих и светел. В этом празднике уже сквозит обетование того, что Христос, победивший смерть, однажды окончательно упразднит её.
Согласно евангельской истории, незадолго до Своих страданий, Господь Иисус Христос говорит ученикам, что Он отправляется в Вифанию, где был тяжело болен Его друг Лазарь. Но Христос знает, что Лазарь уже скончался. «Лазарь друг наш успе»,по-славянски (Ин.11:11), — говорит Он ученикам, то есть уснул, подразумевая сон смертный. И вот, когда иудейскими властями уже было принято решение убить Христа, Спаситель направляется именно туда, в Иудею, где была опасность. Сегодня Вифания, затем — Иерусалим. И ученики, конечно, не могли не понимать ужаса этого положения. Хотя они и продолжали надеяться, что может быть произойдёт нечто чудесное, и их Учитель воцарится, в чем Ему помогут легионы ангелов. И чудесным образом вся история пойдёт по-другому — иудеи победят всех своих врагов, и вернется «золотой век» Иудейского царства. Но тем не менее, некоторые, по крайней мере, чувствовали трагичность ситуации — такие как апостол Фома, который говорит остальным ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин.11:16).

И после этого Христос с учениками приходит в Вифанию, где на тот момент Его друг Лазарь уже четыре дня находился в гробнице. И когда Его встречают сёстры Лазаря, сначала Марфа, а потом Мария, то они с плачем падают Ему в ноги говорят: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин.11:21). И Христос сначала отвечает Марфе, говоря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:25). И Марфа отвечает: «Верую». А потом, когда тоже самое Христу говорит Мария: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин.11:32), — Спаситель только спросил: «Где вы положили его?» (Ин.11:34). И Господь, видя плачущую Марию и других иудеев, друзей, родственников, которые пришли, чтобы поддержать скорбящих сестёр, как написано в Евангелии: «Сам восскорбел духом и возмутился» (Ин.11:33).

Один из ярких богословов современности сказал, что Сама Жизнь в этот момент возмутилась, тем, что Его другу Лазарю пришлось пройти через это испытание — смерть, которая является не замыслом Божиим о творении, а наоборот уклонением от этого замысла. Смерть — неестественна, она трагична, она без-образна и изначально не несла в себе никакого смысла. Но Христос явился в этот мир для того, чтобы его обновить, просветить, наполнить Собою и, в конце концов, спасти каждого человека. Для этого Он и стал Человеком, для этого Он разделяет с нами нашу жизнь, чтобы и в нашей жизни, и в нашей смерти быть с нами. Сама жизнь явилась в этот мир, чтобы мы стали причастны ей, и не были покинуты ею никогда. Воскрешение праведного Лазаря было лишь знамением того, что должно было произойти со Христом через несколько дней в Иерусалиме. А также знамением и последней, всеобщей победы над смертью. Как мы поём в церковном тропаре этого и следующего дня — праздника Входа Господня в Иерусалим: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». В удостоверение этого всеобщего воскресения Христос воздвигает от смерти Своего друга Лазаря. «Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще» — и мы, как дети, которые встречали Спасителя в Иерусалиме, со знамением победы, с этими ветвями древес, вопием Тебе: «Осанна в вышних». Мы приветствуем Тебя как Царя: «Благословен Грядый во имя Господне».

Сегодня начинается путь Христа в Иерусалим для того, чтобы сразиться с последним нашим врагом – смертью. Он дал Себя победить, но в этом унижении и поражении Сына Божия заключена тайна Божественной любви и подлинной победы. Святитель Иоанн Златоуст в Огласительном послании, которое мы будем читать в Пасхальную ночь, говорит, что ад напал на то, что видел (приняв Христа), и оказался лицом к лицу с тем, что не видел, принял тело, а встретил Бога, принял землю, а увидел Небо. Таким образом, суть христианского благовестия заключается в том, что Христос, побеждающий смерть, делает эту победу в вечности и нашей с вами. Это происходит ради нас, и воскрешение праведного Лазаря, которое мы сегодня вспоминаем — это указание на последнее торжество, на последнюю победу, когда смерти уже не будет вовек. Христос уже спешит, как когда-то в Вифанию. Он идёт, чтобы изгнать всю боль, всю неправду, весь грех, отчаяние и саму смерть. Мы находимся ещё только в ожидании, но наше упование заключается именно в этом утверждении: Он явится и Царству Его не будет конца, и тогда, по слову апостола Павла, «последний же враг истребится — смерть» (1Кор.15:26).

Но в ожидании этого сейчас, провожая наших близких, находясь в чаянии того часа, когда мы сами переступим порог вечности, будем помнить, что Христос никуда не делся, Он продолжает быть с нами и в этой жизни, и в будущей. А с Ним ничего не страшно, с Ним нет смерти, с Ним даже в аду мы не оставлены, а имеем надежду на спасение и на жизнь вечную. Аминь». 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее