«Мученики назывались свидетелями веры, потому что они были свидетелями Воскресения. Они не «умирали» за Христа, а воскресали с Ним, «рождались в жизнь вечную»

6 мая. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в день памяти великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя Свято-Юрьева монастыря, в Спасском соборе Юрьевской обители.

«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, прихожане, паломники из Петербурга и Москвы, сердечно поздравляю с престольным праздником нашей обители. И так знаменательно, что в пасхальное время, когда победная, ликующая песнь о Христе Воскресшем переполняет наши храмы и наши сердца, мы празднуем память одного из великих святых древности — святого великомученика и победоносна Георгия. Он почитался и Византии, и в России, как покровитель православного воинства. Но если мы вспомним его жизнь, то мы увидим, что его подвиг был чем-то высшим, чем-то более значимым. И победа, которая стала как бы его вторым именем собственным — «Победоносец», — совсем иная.

В те древние времена, когда христианство было преследуемо в Римской империи, и сама принадлежность человека к Церкви считалась преступлением, достойным смерти, христиане особенно чествовали своих святых — своих братьев и сестёр, которые пролили кровь за Христа. Их кончина называлась «свидетельством», а они сами были «свидетелями Христовыми».  Греческое слово «мартис», которое в некоторые языки перешло без перевода, буквально означает «свидетель». Но в русском языке это слово приобрело определённую смысловую передачу — «мученик». С самых ранних времён Русская Церковь с нелёгкой отечественной историей, вероятно, усмотрела какие-то другие акценты в подвиге этих святых, обращая внимание больше на страдания за Христа.

Но свидетельство это говорит они не только и не столько о страдании. Они (мученики) назывались свидетелями веры, потому что они были свидетелями Воскресения. Они не «умирали» за Христа, а воскресали с Ним, «рождались в жизнь вечную». Так верила Церковь тогда, так веруем и мы, почитающие этих святых. Мученики, особенно чтимые, такие, как Георгий, как великомученик Пантелеимон, как другие древние святые, начиная от апостолов, — засвидетельствовали своей кровью верность Христу, и почитались церковными общинами, как свидетели веры. Как свидетели того, что, как пишет апостол Павел, «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8:39). Они свидетельствовали о том, что Христос победил смерть, и они вместе с Ним побеждают смерть.

Как для ранних христиан, так и для нас с вами почитание мучеников древности или новомучеников и исповедников Церкви Русской, имеет, прежде всего, пасхальное измерение. Потому что они — живые свидетели Воскресения Христова, именно в этом их значение для Церкви. Они свидетели Его победы, которая является и нашей с вами победой, нашим достоянием, нашим с вами призванием, в конце концов. И ежегодное празднование древних мучеников, как и современных святых, должно каждый раз отсылать нас к этой великой и неизреченной тайне Божественной любви. Любви, которая создала этот мир, которая явилась в этом мире в образе Человека, которая сошла в преисподнюю в поисках человека, отошедшего от Бога. Любви, которая воскресла для того, чтобы воскресить с Собою всех нас и весь мир. И об этом — вечное свидетельство Церкви. Аминь.
Христос воскресе»!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее