«Мы причащаемся Самого Бога, ставшего Человеком, чтобы, обожиться, спастись, причаститься Самому Богу бесконечному, безначальному, непостижимому, Который открыл о себе, что Он есть любовь»

Проповедь епископа Юрьевского Арсения в Неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцов I Вселенского собора, в Спасском соборе Юрьева монастыря.

Сегодня, дорогие братья и сестры, в этот воскресный день, который ещё называется Неделей седьмой по Пасхе, мы продолжаем праздновать Вознесение Господне. И сегодня же совершаем память святых отцов Первого Вселенского собора. Воскресший Христос, являвшийся Своим ученикам в разных обстоятельствах, при запертых дверях, на пути в Эммаус, на озере Тивериадском, на горе Елеонской близ Иерусалима, снова и снова уверял их в истинности Своего Воскресения. И одно из последних явлений, как мы помним, было на Тивериадском озере, когда апостолы, вернувшиеся было к своим привычным занятиям, занялись ловлей рыбы. И в предрассветном сумраке они увидели на берегу фигуру человека и не узнали пока ещё Христа, Который попросил у них пищи. Когда они ответили, что всю ночь трудились и ничего не поймали, то Он повелел им закинуть снова сеть, и после этого она была полна рыбы. Тогда Иоанн сказал Петру, что это Господь, и все апостолы устремились к берегу, чтобы увидеть снова Воскресшего Христа. Но примечательно само обстоятельство, при котором было это явление, описанное в Евангелии от Иоанна. Остальные евангелисты говорят о том, что похожее чудо было в начале призвания учеников когда Христос только начинал Свою проповедь, Свое служение миру, а в этот раз это чудо должно было напомнить им об их призвании. И вместе с тем ознаменовать, что теперь начинается по-настоящему их посланничество, они только начинают быть апостолами, призванными Самим Господом стать проповедниками по всему миру Его Воскресения. А также Евангелия, которое есть благовестие о спасении мира, о любви Божией, которая есть Сам Господь, явившийся в этом мире, родившийся как Человек, прошедший через все возрасты, вышедший на проповедь, распятый, погребённый и дошедший даже до ада, чтобы взыскать и спасти Своё любимое создание — человека. На протяжении всех времён существования Церкви, от времён апостольских и до скончания века, эта проповедь о Христе Воскресшем и о любви Божией, которая была явлена в Нём, в этом мире будет продолжаться, оживотворяя, вдохновляя, преображая души человеческие, даря надежду и устремляя нас ввысь к небу.


И вот в этой связи весьма знаменательно, что сегодня мы празднуем память святых отцов Первого Вселенского собора. Казалось бы, сколько было Соборов Вселенских и Поместных, и сейчас совершаются Соборы, но Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, в пригороде Константинополя, он остался в истории, в памяти Церкви, как икона Торжества Православия, как победа истины над ложью. Первый Вселенский Собор был собран по приказу императора Константина для того, чтобы разрешить спорные вопросы касающиеся веры, это было небывалое для того времени событие. Впервые пастыри Церкви всех провинций и стран могли прибыть в одно место, для того чтобы принять Символ Веры, вынести своё суждение о тех спорных вопросах, которые тогда волновали Церковь. Их это событие в истории Церкви оказалось настолько важным для неё, что этот воскресный день в середине между величайшими праздниками Вознесения и Пятидесятницы посвящается памяти этого Вселенского Собора. Его история захватывающая, очень интересная и поучительная.


Мы можем прочитать и об императоре Константине, защитнике Православия на Соборе и после Собора, об Афанасии Александрийском, и наконец сам Символ, который лёг в основу Никео-Цареградского Символа Веры. Отметим лишь сейчас, что для Церкви было важно, что тот вызов, который бросил Православию Арий, при том, что многие люди думали, что это учение вполне логично и даже традиционно, на самом деле ставил под сомнение сами основы нашей веры. Иногда, когда мы можем встретить какое-то поверхностное описание или упоминание об этом Соборе, то говорится о том, что собор утвердил веру во Христа, как в Бога, как будто этого раньше и не было. И часто светскими историками это подаётся в не очень положительном ключе. Это не так, вера и знание Христа, как истинного Бога было в Церкви всегда с первого века. Но какого качества Его Божество? Что значит, что Он родился? Сын ниже Отца, или равен Отцу? Он Такой же Бог, как Отец или Бог низшего порядка? Пытливый философский ум начинает строить следующие концепции, якобы Бог Сын, в Своём воплощении Иисус Христос, конечно, Бог, но Он Бог иного порядка, чем Отец. Он создан, Он сотворён и в этом Его коренное отличие от Бога Отца. Это то, что проповедовал Арий и ариане, и то, что было как раз осуждено на Первом Вселенском Соборе. Если мы вчитаемся в Символ Веры,то мы увидим там несколько таких акцентов, которые опровергают такой подход для святых отцов, участников собора. И, шире говоря, для Церкви во все времена было важно защитить истину о Боговоплощении и Богочеловечестве. Вся соль, вся вечная новизна христианства заключалась в том, что не какое-то высшее существо, не ходатай, не ангел, как мы поём в одном песнопении, а Сам Господь пришёл в этот мир.

Сам Господь, выше Которого нет никого, изначальный принцип всего бытия, Владыка мироздания, Он, а не какой-то подчинённый Ему посредник, явился в этом мире, как Человек ради нашего спасения. Это то, что было чуждо любой религии, любой философской концепции, что не мог вместить ни иудейский, ни греческий ум. Проповедь о Христе для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие. Но в этом заключается радостная весть, то Евангелие о спасении, которое провозглашается Церковью на протяжении двадцати столетий, что Бог явился в этом мире. Или Бог стал человеком, как пишет Афанасий Александрийский в то время, чтобы человек мог стать богом. Именно в таких вот словах Церковь описывает наше спасение, не просто прощение, не просто какое-то освящение, облагодатствование, а именно причастие Богу. И православная святоотеческая мысль всегда на этом настаивает, что только во Христе мы имеем доступ к Отцу, если же Он творение, как учили ариане, то эта пропасть не преодолена, человек никогда не сможет вернуться к Богу. Он всегда будет намного ниже и разделён с Ним, но во Христе эта пропасть преодолевается в единстве Бога и Человека. Во Христе залог нашей вечной жизни в Боге, почему мы и говорим о том, что Христос явился в этом мире ради нас. Он не просто родился, как Человек, не просто воскрес, не просто вознёсся — это дорога для каждого из нас, поверивших Ему, принявших Его, любящих Его. Это дорога к вечной жизни, но вечная жизнь начинается уже здесь, она открывается в Церкви, как в начатке этого Царства, в Таинствах, в молитвенном предстоянии пред Богом, в верности Его слову, в добродетельной жизни, в стремлении к святости, в победе в нашей жизни надежды, добра и любви над самостью, грехом и ненавистью. Когда это происходит, то мы живём в Боге и божественная жизнь живёт в нас. Но, прежде всего, конечно, это Таинство Евхаристии. Мы причащаемся Самого Бога, ставшего Человеком, чтобы, обожиться, спастись, причаститься Самому Богу бесконечному, безначальному, непостижимому, Который открыл о себе, что Он есть любовь, что Он любит каждого из нас и призвал нас из небытия в бытие, для того чтобы мы насладились Его жизнью, Его светом и Его любовью. Если мы, как первые люди забредаем куда-то не туда, отступаем от Него, встаём на иной путь, то Он никогда не проявит насилие. Но сделает при этом всё от Него зависящее, чтобы мы вернулись к Нему, и у нас была возможность найти Его, почувствовать Его, обрести Его в этой жизни, чтобы и в вечности быть с Ним. Аминь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее