«У апостола Павла есть мысль, что, когда мы молимся и обращаемся к Богу как к Отцу, мы говорим это именно Духом Святым»

Проповедь епископа Арсения, в день Святого Духа, в Свято-Троицком Михаило-Клопском монастыре

«Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас с праздником Пятидесятницы. Этот второй день праздника Церковь посвящает особому чествованию Духа Святого. В праздник Святой Пятидесятницы прославляется вся Святая Троица, совершившая наше спасение изволением Отца, через искупительный подвиг Сына и в освящающем действии Духа Святого. А сегодня мы вновь и в большей степени вспоминаем о том событии, которое легло в основу праздника Пятидесятницы Нового Завета, и чествуем Святого Духа, Утешителя.

О Духе Святом Спаситель во время прощальной беседы со Своими учениками, накануне Своих страданий, сказал так: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его» (Ин. 14:15-17). И когда мы начали свою духовную жизнь, когда поверили в Бога, когда ощутили каким-то особо ярким образом Божие присутствие в своей жизни, когда у нас находятся силы для того, чтобы совершить правильный выбор, когда сердца нашего касается любовь, и мы можем проявить милосердие по отношению к ближнему, то всё это — дыхание Духа Святаго в нашей жизни. Он — жизни Податель, как Он называется в песнословиях Церкви, так как Он даëт дыхание и жизнь всему сущему. 

Всё многообразие живой и неживой природы, всё бытие, всё сущее причастно Ему. Но для нас, главным образом, важно то, что Он сопричастен нам в нашей духовной жизни — Он возрождает нас в Таинствах, даёт нам Свои дары для жизни во Христе, для жизни в Церкви. У апостола Павла есть даже мысль, что, когда мы молимся и обращаемся к Богу как к Отцу, мы говорим это именно Духом Святым. Дух даёт нам силы так молиться, и всякая искренняя молитва, искреннее доброе дело, порыв души, как и в целом весь наш путь ко спасению — всё это действие Духа Святого в нашей жизни. Он наставляет нас на всякую истину, как и всю Церковь.

Спаситель называет Его Утешителем, как и мы в известной молитве называем Его также: «Царю Небесный, Утешителю…». Надо сказать, что это не единственное и не главное значение греческого слова «Параклит», которое переводится, прежде всего, как защитник, заступник. Он — наш Заступник, наш щит, наша крепость, и в этом наименовании Его Утешителем, то есть Параклитом, Защитителем, на самом деле, заключается противопоставление с тем, кто является нашим обвинителем, клеветником, то есть дьяволом. Он возводит на нас обвинения перед Богом, он клевещет Ему на нас, а нам — на Бога. Но это не просто противопоставление, а указание на то, что все его старания окажутся тщетны, потому что наш Защитник — Сам Господь Дух Святой. И у дьявола не будет никаких шансов, если только мы сами не примем его сторону и не отойдём от Бога. Если же мы будем стараться жить с Богом, стремиться быть верными Христу в нашей жизни, то Дух Святой не просто нас защитит, наставит и укрепит, но Он приведёт нас к спасению.

В словах Спасителя Он ещё сравнивается с водой живой. «Кто жаждет», — говорит Христос, — «пусть идёт ко мне и пьет воду жизни» (см. Ин. 7:37-39). Это вода живая, которая исходит от Отца, которая нас напояет бессмертием, и увлекает нас к жизни вечной своим водоворотом, своим потоком. Это воистину источник жизни, жизни в Боге. Жизнь эта открывается нам благодаря Духу Святому в Церкви, как дыхание вечности, как присутствие Божие в нашей жизни. Это происходит всегда, когда мы чувствуем Его промысел о нас, Его руку, Его любовь. И даже когда не чувствуем явно, но учимся доверять Ему и находить в себе силы быть верными Ему. Всё это — проявления действия Духа Святого в нашей жизни, это Его забота о нас, это течение той воды живой, которая увлекает и нас в бессмертие.

Другой красноречивый образ Духа Святаго, яркой нитью проходящий через Священное Писание, это образ ветра. Славянское слово «дух» по-русски означает «дыхание», как бы дыхание ветра. Как парус корабля, который наполняется ветром для того, чтобы среди бурного моря найти верный путь и достичь своей цели, так и мы призваны вверить себя в послушание Богу, чтобы Он наставил нас к той цели, к той пристани, к тому нашему истинному дому, к которому лежит наш путь. И поэтому, если в праздник Пятидесятницы мы прославляли всю Святую Троицу, то сегодня есть повод особо задуматься о Духе Святом. 

Задуматься о Его действии в нашей жизни, о той благодати, которую мы воспринимаем в Таинствах и о том, чтобы эта благодать была не втуне в нашей жизни, а приносила плоды. А она будет приносить плоды, если мы будем всерьёз относиться к словам Христа, к нашей жизни в Церкви и к нашей духовной жизни. Если всё это для нас не будет игрой, а образом жизни, то и явление Духа, Его присутствие всегда будет действенным, вдохновляющим, радостным, обнадеживающим, наставляющим нас на всякую истину, укрепляющим нас в нашем житии, в стремлении к заветной цели — к горнему нашему отечеству. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее