«Царство, которое Христос возвещал, это не земное царство в Иерусалиме, а это Царство Божественной любви, Которая Себя отдает ради жизни, спасения и воскресения всего мира»

21 августа. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в Георгиевском храме Старой Руссы.

«Дорогие братья и сëстры, мы с вами продолжаем находиться в свете праздника Преображения Господня. Вновь и вновь мы устремляем свой взор к тому событию, которое легло в основу этого праздника. Евангелие рассказывает о том, как Христос незадолго до Своих вольных страстей взошёл на гору вместе с ближайшими учениками для молитвы. И в какой-то момент ученики, пробудившиеся от сна, увидели славу Божию. Они увидели, что лицо их Учителя просияло как солнце, всё вокруг было залито нетварным, Божественным светом. И также увидели предстоящих Моисея и Илию, пророков древнего мира, которые стояли возле Христа и говорили с Ним о том, что Ему надлежало совершить в Иерусалиме. В свете Царствия Божия, которое открылось ученикам, легко было подумать, что вот оно, наступило это Царство, и захотеть всеми силами остаться здесь. Это и выразил апостол Пётр от лица всех учеников, бывших свидетелями Преображения: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17: 4). И после этого они слышат голос Бога Отца, Который подтверждает богосыновство Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17: 5).

В этом событии, так, как оно описывается в Евангелии — явление Славы Божией, глас Бога Отца и древние пророки, предстоящие Христу — всё говорит о том, что Царство Божие начинается здесь и сейчас. И ученики легко могли подумать, что Христос действительно тот Царь, который ожидался их народом. Но народ иудейский ожидал земного владыку, земного царя, и они думали, что Он воцарится в Иерусалиме и будет царём над Израилем и над всем миром. Вот такого Мессию, то есть Христа, Царя-Помазанника, ждал израильский народ. Казалось бы, вот Он пришёл, этот Царь, и апостолы вдохновились этим. Но в тоже самое время они услышали то, что противоречит всем их представлениям об этом Царе — о том что Ему надлежит войти в Иерусалим, быть убитым и в третий день воскреснуть. Об этом говорит им Сам Христос. Но как это так? Почему? Разве может такой великий чудотворец, Сын Божий, Который сейчас так явно дал знать о Себе, как о Творце неба и земли, в Фаворском свете, так бесславно, так ужасно закончить Свою жизнь? Не может такого с Ним приключиться! Я думаю, именно так мыслили ученики и тайно надеялись, что Он победит всех Своих врагов. Тот, Кто воскрешает мëртвых, Кто исцеляет увечных, слепых от рождения, хромых и глухих, сделает всё, чтобы с Ним ничего не произошло. И тогда наступит Царство Израилево, обещанное пророками, которые возвещали наступления этого Царства, а ученики ждали его вместе со всем своим народом.

И вот, если мы посмотрим на икону Преображения, то сможем увидеть, что она соотносится с иконой Распятия, потому что именно в свете последующих событий можно понять то, что сейчас происходит на горе Фаворской. В скором времени Христа вместо царского трона в Иерусалиме будет ожидать Крест. И тоже гора, и тоже предстоящие и беседующие с Ним, но уже не святые пророки, а разбойники. А вместо света Фаворского — Голгофская тьма, и устрашившиеся воины вместо устрашившихся учеников. И верно обратное — истинный смысл этих трагических событий можно понять именно в свете того, что сейчас происходит на Фаворе. «Да егда Тя узрят распинаема», — поём мы в песнопении, то есть, когда ученики увидят Тебя распятого, «страдание убо уразумеют вольное», — тогда они поймут, что это добровольное страдание. Христос сделал Свой выбор, и этот выбор — отдать Свою жизнь ради спасения мира. Как в другом месте Писания Он говорит, что никто у Него душу, то есть жизнь, не забирает, но Он Сам отдает её ради жизни всего мира. И как бы горестно, как бы тягостно, как бы отчаянно ужасно ни представлялось всё, что происходит на Голгофе, но Фаворский свет должен был напомнить ученикам о том, что Христос ради этого и пришел в этот мир. И Царство, которое Он возвещал, это не земное царство в Иерусалиме, а это Царство Божественной любви, Которая Себя отдает ради жизни, спасения и воскресения всего мира.

Свет, воссиявший на Фаворе, вновь явился ученикам уже от Воскресшего Господа. И это тот свет, который осиявает всех святых, подвижников, всех верных учеников Господа, всех, кто следует за Ним, уверовав в Него. И последовав в своей жизни за Ним, все мы в той или иной степени были причастниками этого света в моменты, когда особо ощущали прикосновение Божественной благодати, такой, что одухотворяет, вдохновляет, помогает нам в этой жизни. Она делает нас способными легко жить со Христом и препобеждать грех. Такие мгновения редки, но они были. Каждый из нас может вспомнить эти моменты в нашей жизни. Но как апостолы, которые были со Христом на Фаворе, не могли там остаться вечно, а должны были спуститься с этой горы туда, где их ждали страдания, проблемы, человеческие просьбы о помощи, просьбы об исцелении бесноватого отрока, также и мы можем сказать, что «хорошо нам зде быти», когда мы со Христом, в храме, у Чаши, или в Пасхальную ночь, или на любой Литургии, или предстоим Ему в молитве и ощущаем особое действие благодати. Но мы уходим из храма в этот мир, который лежит в страданиях, болезнях, в ужасах современной жизни, со всеми мучениями, войнами, несправедливостями. И от каждого из нас люди, встречающиеся с нами ожидают частицы, искры этого света. Ожидают не холодного фарисейского равнодушия, укоряющего «ты неверующий», «ты не постишься», «ты в Церковь не ходишь, я с тобой не общаюсь», а теплоты, милосердия, сострадания, прощения, помощи…

Это то, к чему призваны все подлинные ученики Господа, которые пронесли свет Его Преображения и Воскресения и этим светом преобразили весь мир, распространив веру Христову. Ради этого и существует Церковь, чтобы преображать и дальше этот мир, преображать души и сердца человеческие. А Церковь — это мы, это каждый из нас. И Преображение должно начаться в нашей душе, в нашем сердце, оно должно стать уделом и людей, и той ситуации, которая окружает нас, того мира, который окружает нас. Будем стараться помнить всегда об этом, чтобы быть подлинными учениками Господа и свидетельствовать о своей вере, о своей радости, об этом свете добрыми делами, делами милосердия и сострадания, делами прощения и любви. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее