«Свет этого праздника, столь любимого церковным народом, есть отсвет Царства Божия, который приоткрывает нам завесу тайны, которой окончится и наша жизнь»

28 августа. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в день Успения Пресвятой Богородицы в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

«В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную». Этими и многими другими словами Церковь сегодня прославляет Успение Пречистой Девы Богоматери. Та, Кто стала Матерью Самой Жизни, сегодня представляется к Жизни. И Еë переносит в жизнь вечную Тот, Кто вселился в Еë утробу Приснодевственную. Еë не смогли удержать гроб и смерть, потому что Она Сама — Матерь Жизни, и в молитвах не усыпает — об этом нам говорит церковный кондак. Интересно обратить внимание на то, что слово «успение» буквально значит «сон» или «засыпание». Мы встречаемся с этим словом в Евангелии, когда Христос собирается идти воскресить Лазаря и говорит Своим ученикам: «Лазарь друг наш успе (на церковно-славянском), то есть уснул, но Я иду пробудить его» (см. Ин. 11:11). В слове «успение» заключается и мир, и блаженство, и сон блаженной кончины. Но при этом сказано, что Пречистая Дева в молитвах не усыпает, то есть, как во время Своей земной жизни, так и в вечности Она ходатайствует за нас перед Сыном Своим.

Каждый год, в конце августа приходит этот праздник, как один из великих и любимых праздников нашей Церкви. И удивительно, потому что в этот день мы вспоминаем именно окончание земной жизни Пречистой Девы Богоматери, и однако же это — праздник, который иногда называется ещё в церковном народе «летней Пасхой» или «Богородичной Пасхой». Можно вспомнить, что первые церковные праздники были в честь святых мучеников. И в последующем, когда появлялись новые святые в Церкви — святители, преподобные, праведные, то дни их кончины стали праздниками, установленные Церковью в честь них. И с самого начала, с древности это были не траурные дни, не горестные даты, а именно праздничные дни. Почему так? Потому что с самого начала в христианской Церкви было особое отношение к смерти, которое могло родиться только в такой вере, которая основана на Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Вся наша Церковь, все мы, как православные верующие, укоренены в том самом единственном и вечном событии Воскресения, победы Христа над смертью.
Пасха — самый великий праздник церковного года, самое главное событие Священной истории. Но что самое важное, что это главнейшее событие в жизни каждого человека, каждого христианина, потому что победа, которую совершил Христос, попрание смерти, разрушение ада — это то, что совершается ради спасения этого мира, ради спасения каждого из нас. И поэтому в Новом Завете присутствует совершенно иной, нехарактерный ни для Ветхого Завета, ни для иной какой другой религии взгляд на смерть, как на преставление, как на переход в вечность. Древний враг, которому изначально не было места в Божием замысле об этом творении — смерть — через Воскресение Христово становится для нас вратами в вечную жизнь.

Посмотрим на икону Успения Пречистой Девы, которая выражает не столько какие-то исторические детали, время и место, сколько самую суть этого события, когда бы и где бы оно ни произошло. Это взгляд с точки зрения вечности. Это выражение глубинного, подлинного смысла того, что произошло, и о чём мы сегодня торжествуем. Успение — это не разлука, а соединение, не горе, а радость, и, в конечном итоге, не смерть, а жизнь. Мы видим апостолов, которые собрались у гроба Пречистой, Которая уже сомкнула глаза, Её земной путь закончен. И в то же самое время, мы видим нечто большее — Христос, Который держит живую Марию Богородицу на Своих руках, как когда-то Он Сам был носим Её руками, когда родился в этом мире как Человек. И таким удивительным образом иконография, выражающая смысл сегодняшнего праздника, свидетельствует нам о том, что смерть — это рождение в жизнь вечную. Для всех верующих во Христа и любящих Его смерть означает встречу с Богом, начало жизни вечной, начало радости. Удивительным образом написал в своем «Дневнике духовном» отец Сергий Булгаков, хотя он писал не о празднике Успения, но эти слова лучше всех других иллюстрируют то, что мы сегодня празднуем. Он пишет так: «Сильна, как смерть, любовь. Смерть в этом мире сильнее жизни, ибо она еë обрывает, но любовь сильнее смерти, она разрывает жизнь, но она и зажигает жизнь в вечности. Любовь всегда носит в себе вечность, она есть живое откровение о вечности, ибо сам Бог есть Любовь».

Свет этого праздника, столь любимого церковным народом, есть отсвет Царства Божия, который приоткрывает нам завесу тайны, которой окончится и наша жизнь. И в этом празднике, как в заре нового дня, нам приоткрывается надежда, радость и обетование того, что смерть уже побеждена. Для всех верных, для всех любящих Бога смерть будет означать сретение с Ним, встречу с Жизнью, потому что Бог есть сама Жизнь и сама Любовь. Если мы стремимся к этой Жизни, если мы стремимся в этом мире к этой Любви, а не идём в противоположном направлении, то, конечно же, Господь не оставит нас и за чертой этого временного бытия. Но это выбор человека, выбор каждого из нас. Ад — это не наказание, а это выбор человека, который выбирает не Бога, не свет, не жизнь, а нечто противоположное.
Заглянем в своё сердце, есть ли там стремление к чему-то противоположному, или мы хотим жить со Христом, исполнять Его заповеди, жить так, как Он заповедал — любить Бога и ближних. Если да, то нужно развивать, взращивать в себе это желание — через дела милосердия, евангельские дела любви, сострадания, помощи ближнему — это будет путь в вечность. Если же мы закрываем своё сердце для человека, то мы закрываем своё сердце и для Бога. И в итоге уже здесь на земле мы создаём в своей душе место без Бога, то есть ад, мы сами его выстраиваем. Но Христос Спаситель способен разрушить всё, что мы воздвигли — все перегородки, все пропасти, которыми мы отделяем себя от от Бога и ближних, если мы сами этого захотим, если мы сами будем стремиться к жизни, к свету и любви.

Праздник Успения, как уже было сказано, это обещание и откровение того, что земная жизнь христианина будет иметь вечное продолжение, вечное измерение, если сам человек будет стремиться к жизни, стремиться к любви, стремиться к Богу. Молитвами Пречистой Богородицы постараемся прожить свою жизнь так, чтобы она была путём к Богу, чтобы она была открытием своего сердца Богу и ближним, чтобы она уже сейчас озарялась этой зарёй нового таинственного дня, о котором воспевает Церковь. Потому что, если мы будем в своём сердце хранить этот свет, эту жизнь и эту любовь, которая открывается нам в Боге, то никакие искушения, никакие тяжкие обстоятельства, никакая тьма не сможет завладеть нами. А с Богом мы сможем преодолеть всё — и скорби, и страдания, и грех, и саму смерть. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.