«Вся Церковь, и вся новозаветная святость, и вся духовная жизнь христиан основаны на факте Воскресения Господа»

31 августа. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в церкви иконы Богородицы «Всецарица» села Ламерье Крестецкого района.

«Всех вас, дорогие братья и сёстры, сердечно поздравляю с престольным праздником этого храма и продолжающимся праздником Успения Пресвятой Богородицы. И в это день, и в эти дни мы вновь и вновь устремляем свои мысленные взоры к образу Той, Кто стала Матерью нашего Спасителя. Её светлый образ освещает жизнь Церкви на протяжении всей истории, от христиан первого поколения до нас сегодняшних. Праздники в Еë честь — самые любимые в церковном народе, особенно нынешний праздник Успения, продолжающийся несколько дней, а также праздники в честь многочисленных икон Пресвятой Богородицы. Но именно праздник Успения, который иногда ещё называют «Богородичной Пасхой», почти также, как и праздник Светлого Христова Воскресения, приоткрывает для нас завесу тайны окончания и нашей с вами жизни.

Потому что мы вспоминаем кончину Пресвятой Богородицы, именуя её «Успением», соединяя в этом слове как бы представление о блаженстве и покое, о радости и мире. Она окончила Свой земной путь, но Её жизнь вечная только началась. И икона праздника Успения хорошо это изображает, как и все песнопения, которые передают смысл этого праздника. И удивительное дело — может быть, потому тем и любим этот праздник, что он приоткрывает для нас нечто и о нашей кончине, и о нашей будущей жизни. Потому что, по вере Церкви, Воскресением Христовым побеждена смерть. То, что с глубокой древности, со времён падения прародителей, было для людей самым страшным несчастьем, отлучением от Бога и от жизни, концом всему, в Воскресении Христовом преобразилось в переход, в преставление, в успение. Это врата, которыми мы переступаем порог из временного жития в вечное.

Праздник Успения благоговейно празднуется Церковью каждый год в конце лета, когда особенная красота природы и особый свет, разлитый в воздухе, вдохновляют всех нас. Он, как уже было сказано, любим церковным народом. Это потому, прежде всего, что в этом празднике сквозит свет духовный, тот свет, о котором сказано в одном из песнопений, посвящённых Пресвятой Деве, а именно в Акафисте: «Радуйся заре та́инственного дне». Пречистая Матерь стала зарёй нового, та́инственного дня. И этот праздник в Её честь проливает и на нас свет этого нового та́инственного дня, который ожидается каждым из нас и который в этой нашей временной жизни уже приоткрывается для нас. И мы становимся причастниками этого света, становимся теми, кто ощущает этот свет нового дня, как особое присутствие благодати, особое присутствие Божие в нашей жизни.

Это то, о чём христианин должен всегда помнить и и к чему должен стремиться. А если он не чувствует этого, то значит что-то неправильное происходит в его духовной жизни. Нужно постараться разобрать все греховные завалы, весь беспорядок в своей душе, все перегородки, которые мы создали сами и которые разделяют нас с Богом, чтобы и в нашем сердце воссиял этот свет. Этот Свет — Сам Христос, просвещающий и освящающий всякого человека — и Пречистую Свою Матерь, и всех святых, и всех нас. Ради каждого из нас Он воссиял в этом мире, ради каждого из нас Он однажды воссиял в аду, чтобы разрушить смерть. И отблеск этого света приоткрывается нам в праздниках, посвящённых кончине Пресвятой Богородицы и кончине святых, потому что мы празднуем именно начало их жизни вечной, их сретение с Богом. Это праздник не разлуки, а встречи, не горя, а радости, не смерти, а жизни. В этом и заключается наше христианское отношение к смерти, как к последнему рубежу нашей временной жизни.

Вся Церковь, и вся новозаветная святость, и вся духовная жизнь христиан основаны на факте Воскресения Господа. Именно свет Христова Воскресения просвещает каждого человека, приходящего в мир. Он делает нас наследниками жизни вечной, ожидающими и нашего собственного успения, и нашего собственного преставления от временной жизни к вечной — сретения со Христом, со всеми святыми, со всеми близкими нам, уже ушедшими от нас. Потому что этот Свет есть сама Жизнь, сама Любовь, сама Радость. Будем стремиться к этому Свету, стараться сохранять Его в своих сердцах. И в Таинствах, и в молитвах, и в добрых делах — снова и снова приобщаться к этому Свету, Которые есть Сам Господь, о Котором сказано, что «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Если мы будем держаться этого Света, то и нас не сможет объять никогда никакая тьма — ни мрак греха, ни тьма смертная. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее