Музейная экспозиция посвященная 900-летию основания Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря
Экспозиция находится в Спасском соборе, вход свободный по согласованию с экскурсоводом. Заказ экскурсии по тел. 8(906)2016339 Нина Николаевна.
В обители вашему вниманию представлена экспозиция, посвященная жемчужине архитектурного ансамбля Свято-Юрьева монастыря – Георгиевскому собору, и приурочено к важной дате 900-летию со дня основания этого величественного строения.
Предпосылкой и основными источниками для материалов выставки послужили археологические изыскания и их находки, а также научные выводы, сделанные на их основании.
Центральная часть экспозиции затрагивает тему фресок и важных исторических граффито, копии которых можно увидеть на экспозиции, а так же узнать о судьбе и местоположении оригинальных артефактов прошлого.
Фреска Святой Савва Освященный. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Роспись предельной церкви лестничной башни. Около 1130 года. Копия.
Фреска «Святитель Василий Великий Архиепископ Каппадокийский» Георгиевский собор Юрьева монастыря. Роспись предельной церкви в барабане главы лестничной башни. Около 1130 года. Копия.
Георгиевский собор Юрьева монастыря. Роспись предельной церкви лестничной башни. Вторая четверть XII века.
Фрагменты фресок второй четверти четверть XII века, обнаруженные при раскопках 2013-2018 годов.
Великомученик Георгий. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Роспись предельной церкви в барабане главы лестничной башни. Около 1130 года. Копия.
1-2) Интерьер Лестничной башни Георгиевского собора.
3) Надпись красной охрой, сделанная на стене кельи: «Иван писал левой (то есть, — грешной) рукой»
4) Рисунки граффити.
5) Надпись-граффито о посещении Юрьева монастыря князем Мстиславом, предположительно великим князем Мстиславом Владимировичем: «Князь был на Федоров день Мстислав»
6) Надпись-граффито: «Кирик писал грешный»
7) Надпись-граффито: «Фока писал грешный тать погребеньи»
8) Надпись-граффито: «Савватий писал, грешный паче всех человеков»
9) Надпись-граффито: «Путила писал»
Фрагменты фресковой надписи, начало которой реконструируется как: «Повеле царь».
Не исключено что эта надпись является цитатой из «Чуда Георгия о змие», в котором содержится следующий текст, соотносимый с данной надписью: «после избавления св.Георгием города от змия, повеле царь создати церковь во имя преславного и великого мученика и страстотерпца христова Георгия и украси церковь златом и сребром и камениями дрогими, и повеле память его творити месяца априлия в 23 день».
Вторая, не менее важная часть экспозиции касается внешнего вида и состояния Георгиевского собора в разные годы, начиная от оригинальных планов постройки и реконструкции фасада и заканчивая современного состояния, позволяющий понять, как менялся его облик собора как внутри, так и снаружи за столь длительный период. Это и гравюры, и официально зарегистрированные планы по перестройкам из архивов и другие значимые документы, а также старинные фотографии и реконструкции по истерическим описям.
Основной стенд, посвященный 900-летию Георгиевского Собора.
Основной стенд, посвященный 900-летию Георгиевского Собора. Реконструкция первоначального облика Северного, Южного, Западного и Восточного фасадов.
Основной стенд, посвященный 900-летию Георгиевского Собора. План Георгиевского собора. Черным показана первоначальная кладка, а контурами без заливки – позднейшие дополнения.
- Икона Благовещения, так называемое «Устюжское Благовещение» 30-е – 40-е гг XIIв 238х168 см. Вывезена в Москву Иоанном Грозным.
2. Икона Св. Георгий 30-е – 40-е гг XIIв, с поновлениями XIV в. 230х142 см. Храмовая Икона Георгиевского собора. Обе иконы возможно располагались на одном из предалтарных столпов, в данный момент выставлены в Государственной Третьяковской Галерее.
«Юрьевское Евангелие». 1119 – 1128 гг.
Центральный стенд, посвященный Некрополю Георгиевского собора, то есть захоронениям и находкам в них.
План-схема некрополя Георгиевского собора по книге Янин В.Л. «Некрополь новгородского Софийского собора. М. 1988, С.93 (с дополнениями.).
Надпись о смерти в 1198 г. Княжичей Изяслава и Ростислава Ярославичей. Похоронены в Георгиевском соборе, погребения на схеме 1 и 2. Граффити обнаружена в ходе археологических раскопок в Георгиевском соборе в 2014 году.
Изображение Юрьева монатыря второй половины XVI в. Деталь иконы «Видение пономаря Тарасия». Новгородский музей-заповедник. А так же прорись изображения с этой иконы.
Фото находок из монашеских захоронений Георгиевского собора. Пояс, вериги, параманд. Раскопки М.К. Каргера. 1933 – 1936
Планы и фасады Георгиевского собора, отражающие перестройки 1825-1827 годов. Чертеж 1927 года, подписанный губернским архитектором Праве. Государственный архив Новгородской области. Это одно из самых масштабных перестроений Георгиевского собора, связанное с архимандритом Фотием. Ниже более крупно детали плана и фасады с внесенными изменениями.
Детальный план изменений собора. Храм был покрыт толстым слоем штукатурки, заложены часть древних окон и ниш, устроены круглые окна в лестничной башне. С трех сторон появляются новые каменные пристройки: с запада паперть в виде лоджии с колоннадой, с юга ризница, а с севера придел Св. Феоктиста. Усилены древние крещатые столбы кирпичной кладкой, в стены заведены металлические связи, поднят уровень пола, положены чугунные плиты на пол. Главы собора позолочены, сбита роспись XII века, и сделана новая роспись.
Вид Юрьева монастыря, а также деталь гравюры с изображением Георгиевского собора 1820-хх годов, которая дает достаточно полное представление об внесенных изменениях.
Иконостас в XIX – начале XX века.
Чертеж иконостаса Георгиевского собора 1827г. Государственный архив Новгородской области.
Панорамное фото иконостаса Георгиевского собора. Царские врата иконостаса. Фото 1911 г.
Стенд, посвященный Георгиевскому собору в XIX — начале XX века, включающий план собора с описи Новгородского музея заповедника, виды на собор, а также фото пристроек к собору.
Виды на Георгиевский собор начала XX века.
Пристройки Георгиевского собора, с севернй стороны придел свят. Феоктиста, а с южной Ризница.
План Георгиевского собора с обозначением древней кладки и дополнений XIX века. Новгородский музей заповедник.
Георгиевский собор. Акварель 1859 -1861гг. Неизвестный художник, возможно Д.М. Струков. Российская государственная библиотека.
Археологические исследования и реставрационные работы в Георгиевском соборе в 1933 – 1936 годах под руководством М.К.Каргера.
План раскопа 1933 – 1936 годов в интерьере Георгиевского собора.
Постепенный разбор паперти собора и других поздних пристроек, а также работа по реставрации фасада.
Георгиевский собор во время Великой Отечественной Войны.
Юго-западная глава Георгиевского собора.
Вид на монастырь и Георгиевский собор с юга после освобождения Новгорода от Немецко-фашистских захватчиков.
Вид на Георгиевский собор с северной стороны со следами повреждений после войны.
Судьба Георгиевского собора в послевоенные годы. Реставрация 1950-х годов и обмерный чертеж.
Вид на Юрьев монастырь после реставрации.
Третьим важным блоком экспозиции являются исторические артефакты и ценные предметы, касающиеся богослужений и быта древней обители. Сюда включаются важные богослужебные книги, облачение, и утварь и иконы, некогда служившая в повседневной жизни обители.
Икона «Богоматерь Тихвинская» начало XX в.
Икона «Святой Митрофан, Епископ Воронежский», XIX в.
Икона «Святой Николай, Архиепископ Мирликийский Чудотворец», XIX в.
Иконы «Святой Благоверный князь Александр Невский со сценами жития» и «Святые Мученики Кирик и Улита со сценами жития», XIX в.
Икона «Святой Пророк Илия в пустыне», конец XIX в, начало XXв.
Икона «Чудо Святого Великомученика Георгия о змие», XIX в. Икона «Богоматерь Знамения Курская Коренная» Начало XX в.
Икона Икона «Чудо Святого Великомученика Георгия о змие», XIXв.
Икона «Святой Архистратиг Михаил XIXв. Икона «Икона «Чудо Святого Великомученика Георгия о змие и Вход Господень во Иерусалим с праздниками» XIX в.
Икона «Воздвижение Креста» Начало XX в.
Икона «Богоматерь Живоносный источник с избранными святыми», XIX в.
Икона «Святые Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», XIX в.
Икона «Богоматерь Знамение». Начало XX в. Евангелие напрестольное ц\сл яз. б.г. конец XIX в.
Потир. Конец XIX, начало XX в.
Дарохранительница. XIX в.
Крест наперсный наградной. Серебро. Конец XVII – начало XIX в.
Чаша водосвятная. XIX в.
Мощевик. XIX в.
Крест, литье, XIX в.
Евангелие напрестольное ц\сл яз. б.г. конец XIX в.
Евангелие богослужебное ц\сл яз. Москва 1716 г.
Четвероевангелие Москва 1644 г.
Евангелие богослужебное ц\сл яз. Москва 1651 г.
Месяцеслов рукописный с рисунками. XVIII в.
Служебник 1745 г.
Псалтирь. Часослов. Молитвослов. Рукопись. Александро-Невская Лавра 1925 г.
«Богоматерь Знамение» Литье, эмали. XIX в.
«Преображение Господне». Литье. Начало XIX в.
«Богоматерь Всех Скорбящих Радость» Литье, эмали. XIX в.
«Успение Богородицы». Литье. Начало XIX в.
«Богоматерь Казанская». Литье, эмали. XIX в.
«Богоматерь Неопалимая Купина» Литье. Начало XIX в.
Св. Евангелисты. Накладки оклада напрестольного Евангелия. Литье. XIX в.
Икона «Распятие с предстоящими и сценами снятия с Креста и Положения во гроб. Крест литье, эмаль. XIX в.
Фелонь. Происходит из Свято-Юрьева монастыря. Конец XIX – начало XX в.
Памятная табличка о вкладе Анны Алексеевны Орловой на вечное поминовение в Юрьев монастырь, 1845г.
Мощевик от основания престола придела Святителя Феоктиста Георгиевского собора. Серебро. 1820-е гг.
Посетить выставку можно бесплатно, по согласованию с экскурсоводом. Заказ экскурсии по тел. 8(906)2016339 Нина Николаевна.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: