Смотреть на Институт археологии РАН и Новгородский музей-заповедник пригласили сегодня в пресс-тур по исследованию артефактов Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря. Особое значение имеет изучение уникальной фресковой росписи памятника. Владимир Седов, главный научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН: «Святые как будто кружатся вокруг вас или обступают вас.
Это как будто церковная глава, где люди стояли и слушали отдельную молитву, обратясь туда на восток, где видны чуть смытые образы Христа и Богородицы». Вход в эту капеллу лестничной башни Георгиевского собора – настоящая машина времени. Здесь всё сохранилось так, как было в 12 веке. Совсем небольшое пространство служило для частных служб, и возможно, тут приходилось молиться самому князю. Эти чудом сохранившиеся фрески уникальны для научного сообщества всего мира. В основном зале сохранилось намного меньше – в алтарной части лишь обрывки былых росписей. Но вот под чугунным полом 8 лет назад нашли культурный слой, практически полностью состоящий из фрагментов фресок.
Марина Вдовиченко, ученый секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения: «Эти фрески во время очередного ремонта 1820 года были сбиты со стен. Поменялись какие-то художественные воззрения, поменялось какое-то отношение к живописи и к тому, как она должна быть представлена в храме. Они были сбиты и положены в качестве основы под новый пол». Ученые нашли настоящий клад – а это десятки тысяч фрагментов – и всё это время они были у нас под ногами. Фрески, предположительно 1130 года, начали тщательно изучать. Они хранятся в двух реставрационных мастерских Новгородского музея-заповедника. Скорее всего, расписывали стены византийские мастера из Греции, но с привлечением обученных новгородских художников.
Сейчас ученые работают над выяснением состава красок. Не секрет, что мастера использовали лазурит – самый дорогой пигмент в составе – он добывался только в Афганистане в определенных месторождениях. Так вот, по предварительному заключению – он был разбавлен азуритом и другими элементами, которые находятся в процессе установления. Всё это отразилось на цветовой палитре фресок. Анна Вихрова, корреспондент: «В 70-80 годы ученым для того, чтобы изучать фрески, приходилось использовать так называемый «разрушающий метод». То есть соскабливать небольшие образцы краски и уже после вести свои исследования. Разумеется, это было губительно для изображения, поэтому сейчас применяются современные методы. Вот, например, спектрометр, он работает по принципу рентгена. С помощью него можно просканировать изображение и не нанести вред произведению искусства». Тамара Анисимова, заведующая Центром реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника: «В Советское время это были лаборатории, которые занимались, но другое было оборудование — это было довольно сложно. А сейчас, это всё мобильно и это можно делать в очень большом количестве. Конечно, мы, реставраторы, впервые так плотно подошли к этой теме».
Изучать нашу домонгольскую живопись приехала специалист из Италии. Она же консультирует коллег по работе с новейшим оборудованием и проводит исследования прямо в Свято-Юрьевом монастыре. Алессандра Джиумлия Маир, руководитель проекта, приглашённый ведущий ученый, специалист в области материаловедения: «То, что мы сейчас делаем здесь в Новгороде – это только первые шаги нашего проекта, нашего исследования и позднее мы исследуем фрагменты фресок и на сканирующем микроскопе, который у нас в институте установлен и будет какая-то еще дополнительная информация». Исследование будет длиться три года, оно поможет сопоставить технологии фресковых росписей с другими изображениями в храмах Болгарии, Македонии и Италии того же периода. Георгиевский собор будет построен в 3D модели изнутри и снаружи. Это идеальный объект для научных изысканий – внутри одного храма содержится целая история развития живописных технологий от Древней Руси до начала 20 века.
Новгородское областное телевидение
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: