10 февраля. Слово епископа Юрьевского Арсения перед панихидой в Софийском соборе.
«Дорогие отцы, братия и сёстры, поздравляю вас с днём памяти митрополита Арсения (Стадницкого). Недавно, 3 февраля, исполнилось 160 лет со дня его рождения, а сегодня, 10 февраля, день его кончины, которая произошла в 1936 году в далёкой Средней Азии, где владыка Арсений был в ссылке. Митрополит Арсений, отдавший большую части своей архипастырской жизни Новгородской земле, скончался там, где проходили ссылку многие священнослужители и архипастыри – в Средней Азии, и погребен на Боткинском кладбище у храма Александра Невского в городе Ташкенте вместе с другими иерархами.
Его память почитается как в Узбекистанской, так и в Новгородской епархии, а Русская Православная Церковь Заграницей причислила его к лику святых. Мы молимся сегодня о нём, как о нашем блаженно почившем архипастыре, который в предреволюционные годы очень много сделал для Новгородской земли. Он способствовал изучению древностей, созыву археологических съездов, изучению церковной традиции пения. Памятником его архипастырской деятельности доселе служит дом митрополита Арсения, который когда-то был местом, где располагались епархиальная канцелярия – консистория, гостиница для священнослужителей, аудитории для епархиальных чтений, церковный музей и т.д.
Революционные годы стали трагедией для всей Русской Церкви, но именно в 1917 году собрался столь долго чаемый Поместный Собор Православной Российской Церкви, который восстановил Патриаршество. Митрополит Арсений, который с самого начала был избран товарищем председателя Собора, каковым был митрополит Московский Тихон, по факту руководил всеми основными заседаниями Собора. И он предчувствовал, конечно, что может стать тем, на кого выпадет жребий Патриаршего служения. И эта перспектива, как свидетельствовали современники, его страшила и ужасала. Но после избрания Патриарха Тихона еще больше трудов по организации и проведению заседаний Поместного Собора легло на плечи митрополита Арсения. Все главные и множество профильных заседаний фактически возглавлял он.
Уже в 1919, и, повторно, в 1920 году он был арестован. А в 1922 году проходил вместе с патриархом Тихоном по делу «Об изъятии церковных ценностей». Эта антицерковная кампания была развязана большевистской властью отнюдь не с целью помощи голодающим, как это декларировалось, ведь Церковь была готова оказывать всемерное содействие голодающим. Но истинной целью этой кампании было уничтожение Церкви, и ряд иерархов, в том числе митрополит Петербургский Вениамин, в результате этого процесса были расстреляны. Но в отношении Патриарха Тихона и митрополита Арсения Господь судил по иному.
В итоге митрополит Арсений оказался в ссылке, и епархией во всё время его отсутствия управлял его викарий епископ Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. В Новгород митрополит Арсений так и не вернулся. Сначала он был в ссылке в Полторацке, то есть в Ашхабаде, а потом и в Ташкенте. Формально он продолжал носить титул митрополита Новгородского, но епархией управлял епископ Алексий, который находился с ним в переписке. Другим его духовным чадом был не менее известный архиерей – Лука (Войно-Ясенецкий), который познакомился с ним в Ташкенте.
С 1933 году митрополит Арсений, согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви, возглавляемого митрополитом Сергием (Страгородским), уже официально именуется митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским. Через три года он преставился, и, как уже было сказано, его память чтиться не только в Новгороде, где помнят этого архипастыря, но и в Ташкенте, где ведётся работа по собиранию материалов к его канонизации.
Сегодня мы отдаем свой сыновний долг, этому иерарху, вознося свои молитвы, и вспоминаем слова, которые так знаменательно прозвучали сегодня на Литургии во время апостольского чтения, из соборного послания Апостола Петра, где апостол пишет: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пет.5:1-4).
Веруем, что Господь по милосердию своему принял истинного своего служителя и верного раба, митрополита Арсения и дал ему неувядаемый венец славы. Но наша молитва это выражение нашего сыновнего долга и любви, как и вообще молитва за усопших. Вместе с молитвами святым, прославленным Церковью, это форма общения между Церковью земной и Церковью Небесной. В этом выражается наше единство со всеми православными христианами и святыми, уже перешагнувшими порог временного жития, и которые также могут иметь дерзновение молиться за нас перед Престолом Божиим.
Мы молимся сегодня за митрополита Арсения, чтобы Господь упокоил его со святыми. А также сегодня – годовщина преставления насельника Юрьева монастыря иеродиакона Феоктиста, которого все мы помним как доброго монаха и как благоговейного диакона. Поэтому помолимся сегодня вместе о них, чтобы Господь упокоил их со святыми Своими. Аминь».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: