12 февраля. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в праздник Собора трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в храме святителя Василия Великого села Васильевское Новгородского района.
«Всех вас, дорогие братия и сестры, поздравляю с праздником. Ещё недавно мы праздновали престольный праздник этого храма в честь святителя Василия. На этой неделе были дни памяти святым Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, и сегодня Церковью установлена общая память, празднование в честь этих святых, которое называется — Собор трёх Святителей. Так когда-то в более ранние времена для того, чтобы, видимо, объединить почитателей апостола Петра и апостола Павла в первые века христианства приходивших в Рим для поклонения их гробницам, был установлен общий праздник святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Так и это общее празднование святителям имело ту же самую цель, чтобы соборно все православные христиане, которые почитали особым образом Василия Великого, или Григория Богослова, или отдельно Иоанна Златоуста совершали общее празднование этим светильникам веры.
Без сомнения не будет преувеличением сказать, что это были самые известные и почитаемые святители Вселенской Церкви, как они и называются в молитвах, когда мы их вспоминаем, например, на литии. Их земная доля была не легка, про каждого можно говорить очень долго, и про каждого можно было бы написать отдельную, объёмную книгу. Поэтому трудно в двух словах выразить суть подвига каждого из них.
Что касается Василия Великого и Григория Богослова, которые были близкими друзьями, им выпало жребием Божиим служить в то время, когда почти что вся Восточная Церковь была охвачена арианской смутой. И тогда таких православных епископов, как Василий и Григорий было буквально единицы. Но именно они своей верою, верностью Церкви, своей борьбой за Православие сохранили истинную веру и подготовили Торжество Православия на Втором Вселенском Соборе. Святитель Василий Великий не дожил до этого дня, но именно его богословие и борьба с ересью стали тем фундаментом, на котором святые отцы Второго Вселенского Собора утвердили православную веру против тогдашних еретических учений. Он был талантливым пастырем и администратором, архиереем по призванию, автором множества сочинений богословского, литургического и аскетического характера. Он прожил очень недолгую жизнь, как известно он скончался на сорок девятом году жизни, положив все свои силы служению Церкви.
Его товарищ, который вместе с ним начинал церковную жизнь, когда они еще были монахами, Григорий Богослов никогда не стремился ни к пастырству, ни тем более к архипастырству. Только, уступая просьбам и давлению своего друга Василия, он становится епископом для того, чтобы поддерживать его, Василия, в противостоянии арианству. А когда только представилась к тому возможность, он удаляется в аскетическое делание, но Василий Великий снова его вызывает и благословляет возглавить гонимых православных в Константинополе. Тогда все храмы были в руках ариан, а православных в столице было несколько десятков человек. Именно такую общину Григорий Богослов уже, как архиепископ Константинопольский и возглавляет, и руководит ею на протяжении нескольких лет, до самого Второго Вселенского Собора. Эта община собиралась в домовом храме в честь Воскресения Христова, и это было то малое стадо, которое хранило истинную веру в те непростые времена. А когда эта вера восторжествовала, то и Григорий Богослов снова оставляет это высокое служение для того, чтобы жить просто, как частное лицо, предаваясь богословским сочинениям, молитве, посту и т.д.
Святитель Иоанн Златоуст был их младшим современником, Василий и Григорий, скорее всего, не были лично знакомы с Иоанном. В то время, когда они были архиереями, Иоанн начинал свой церковный путь под руководством Милетия Антиохийского, будучи сначала диаконом, а потом и пресвитером в Антиохии. И как священнослужитель, диакон и пресвитер он уже стяжал большую известность в Церкви. Во-первых, как друг бедных, в силу своего диаконского служения, он должен был организовывать социальную помощь, служение милосердия, на котором он особо отличился. А уже пресвитером он стал почти всемирно известен, как красноречивый проповедник, и в последствии его стали называть Златоустом. Большинство его сочинений и слов, изданные ныне в многотомных изданиях, они были сказаны в период пресвитерского служения в Антиохии. В последующем Господь его призвал на престол в столицу, Новый Рим, то есть Константинополь. Арианская смута уже улеглась, новые богословские споры в отношении Христа и Его Божественной и Человеческой природы ещё не разгорелись, но, тем не менее, служение Иоанна в столице было не менее трудным. Он был человеком старой закалки, из тех людей, которые воспринимали свою веру, христианство, Евангелие на полном серьёзе. Люди такого склада приходили ещё во время гонений, а не тогда, когда христианами было быть уже модно и престижно со времён Константина Великого, т.е. с IV века, когда Римская Империя отменила гонения и сама по себе становилась христианской. Он не был таким поверхностным человеком и как христианин, и как архипастырь он с большим усердием относился к своему служению. Почти все свои средства он отдавал бедным, вёл строгую аскетическую жизнь. Его проповеди звучали как обличения древних израильских пророков, он не смотрел на лица. Объектами его обличений была императрица и многие высокопоставленные сановники, благодаря чему Иоанн нажил себе много врагов. И в итоге был составлен заговор, в котором приняли участие и другие церковные иерархи, для того, чтобы его несправедливо обвинить и лишить кафедры.
Так с ним и произошло, в конце концов, он умер в ссылке, изгнанный за правду страдалец, непонятый своими собратьями по служению, но глубоко почитаемый и обожаемый простыми верующими, которые его не забыли и не ходили в те храмы, в которых не поминалось имя Иоанна Златоуста, как православного епископа. И вот впоследствии эта поддержка широких слоев народа позволила случиться тому, что легло в основу празднования, которое мы с вами и вспоминали недавно – перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста в Константинополь. В 438 году ковчег с его святыми мощами был принесен в столицу, тогда уже официально Соборными постановлениями он был реабилитирован, то есть признано, что его несправедливо лишили кафедры. Его приняли, как святого, а император Феодосий лично у гроба с останками святителя Иоанна просил прощение за грех своих родителей, из-за которых святитель и был несправедливо лишён кафедры и умер в ссылке.
И вот сегодня мы вспоминаем всех трёх святителей. Они были так не похожи друг на друга по характеру, но в тоже самое время мы видим, что каждый из них послужил, или очень многое сделал для Церкви, и Церковь не забыла их. На протяжении более, чем тысячи лет благодарная память о них продолжается. Каждый день совершается Литургия авторства Иоанна Златоуста, а также несколько раз в году Василия Великого. А Григорий Богослов со своими писаниями остался навеки, как непревзойденный образец церковного богословия и проповедничества, наряду с Иоанном Златоустом. Они были великими комментаторами и толкователями Священного Писания, но главная их заслуга в том, что они своим примером вдохновили многих людей на служение Церкви, а их собственное жертвенное служение было полностью посвящено благу ближних и благу Церкви. И в этом они стали примером для всех последующих христианских поколений, поэтому и слышали мы сегодня слова апостола Павла, который говорит о церковных руководителях первого столетия, но, тем не менее, и к этим святителям относятся эти слова в послании к Евреям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, невзирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Аминь».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: