«Память святителя Никиты, учит нас тому, что Господь принимает каждого кающегося грешника.»

13 февраля. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в Софийском соборе в день памяти святителя Никиты епископа Новгородского.

«Всех вас, дорогие братия и сёстры, сердечно поздравляю с праздником, с воскресным днем и памятью святителя Никиты Новгородского. Передаю также поздравление и приветствие от митрополита Льва.
Сегодняшний праздник совпал с тем, что ещё в Церкви также называется подготовительной Неделей о мытаре и фарисее. Когда мы слышим это евангельское чтение, о том, что два человека вошли вместе в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь, а также, когда мы слышим покаянные тропари на всенощном бдении, как вчера «Покаяние отверзи ми двери Жизнодавче…», то знаем, что начинается время пения Постной Триоди и время подготовки к Великому посту. И в течении ближайших воскресных дней, начиная с сегодняшнего, Церковь нас будет постепенно готовить к Великопостному поприщу, указывая нам на главные смыслы Великого поста. И в частности сегодняшний евангельский рассказ говорит о подлинном покаянии и о смирении мытаря, который в глазах людей был отверженым, недостойным прощения и  недостоин даже состоять в народе Божием за свои грехи. Но в глазах Господа его смиренная молитва сделала его более праведным, чем наружного праведника фарисея.  И тема покаяния красной нитью проходит через все великопостные недели, великопостные песнопения, напоминая нам об этом важном явлении в духовной жизни каждого православного христианина.


Покаяние – понятие с одной стороны близкое и знакомое нам, а с другой стороны именно эта знакомость и близость закрывает от нас его подлинный смысл. И подлинное место покаяния в нашей жизни каким-то образом теряется. Легко понять покаяние, как обращение от греха к праведности, от неверия к вере, от диавола ко Христу. И в этом смысле покаяние это начало нашего церковного пути, когда мы обращаемся к вере в Бога, когда изменяем свою жизнь. И этот смысл заложен в греческом слове покаяние — «метанойя» – это изменение ума. Но весь строй церковной жизни с постами, с Таинством исповеди, с молитвами, в том числе покаянными, говорит о том, что покаяние это не только начало нашего духовного пути, а нечто большее, что объемлет весь наш духовный путь. Особенно, если покаяние это изменение ума и образа жизни, то это изменение или преображение не бывает, или очень редко бывает, мгновенным, как например, у разбойника на кресте, или апостола Павла. Но чаще всего покаяние это постепенное приближение к Богу. Постепенное очищение, стремление к совершенству, растягивающееся на всю жизнь.


И вот каждый Великий пост нам напоминает об этом важном явлении, о важности покаяния в нашей жизни. И здесь, как мне кажется, верующие, которые уже давно ходят в храм, часто не отдают себе отчёта в том, какое же место покаяние занимает в их жизни. Оно часто превращается в формальность, некое требование, подойти к аналою, чтобы провести исповедь и иметь возможность причаститься. Часто люди даже не могут сказать в чём же они виноваты, в чём заключается их грех. Или на протяжении всей своей жизни говорят одно и тоже, буквально, дословно, не вникая в суть того, что это Таинство, которое всё-таки должно изменять нашу жизнь, делать нас лучше, чище, совершеннее каждый раз. Формальный подход наиболее распространён, но есть также и такая некая «карикатура» на покаяние, когда человек действительно осознаёт свои падения и свои грехи и близок к отчаянию или впадает в него – конечно, это не покаяние.


Ни то, ни другое, ни формализм, ни близость к отчаянию, это не то, к чему нас призывает Церковь и Господь. Он сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Это задача не только на земную жизнь, но и на вечность, это постоянный процесс. Он не говорит, что будьте приличными людьми как все, не делайте тяжких грехов, как убийство и будет достаточно. Тогда почему же мы довольствуемся этой нормой? И нам кажется, что мы не совсем страшные грешники, как бы мы себя не уверяли в молитвах, где говорится, что я самый грешный. Мы знаем, что есть люди, которые гораздо грешнее нас, и иногда об этом им сообщаем. Но покаяние это не признание своих грехов, своих немощей и близость к отчаянию, не формальное перечисление своих прегрешений, а именно работа над собой, которая продолжается всю нашу жизнь.


И вот каждый Великий пост это школа покаяния. Это новый период, когда мы получаем новые силы, новый импульс для жизни в Боге, для жизни во Христе. Не случайно в песнопениях Великого поста это время сравнивается с весной, так и называется —  Весна духовная. И, когда нам кажется, что пост это время какого-то уныния, какой-то скорби, это искажение нашего восприятия. Да, и стекло в нашем окне может быть настолько грязным, запыленным, что и свет солнца, проникающий и освящающий нашу комнату, кажется тусклым и унылым. Но, чем больше мы потрудимся, чтобы навести порядок, чем больше мы очистим наше внутреннее око, то увидим, что это время не уныния, не отчаяния, а время радости, вдохновения, пробуждения, время новой жизни каковой для природы во всем мире является весна. Это время, когда мы будем готовить себя к встрече Воскресшего Господа, к празднику светлого Христова Воскресения. И дай Бог, чтобы этот грядущий период не стал для нас формальностью, не стал временем уныния, когда опускаются руки, а наоборот временем подлинного пробуждения, преображения и покаяния.


И пример всех святых, так знаменательно, что сегодня мы празднуем память святителя Никиты, учит нас этому, учит тому, что Господь принимает каждого кающегося грешника. Принимает каждого человека с его немощами и падениями, поэтому никто не может отчаиваться, никто не может опускать руки, никто не должен говорить, что я грешен, и с этим ничего не поделаешь, вот такое смирение я проявляю. Господь не к такому ложному смирению призывает нас, а к святости, совершенству и добродетели. Будем всегда помнить Его слова: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). И те, что слышали на молебне: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее