15 февраля. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в университетском храме Сретения Господня в Антоново.
«Всех вас, дорогие братия и сестры, сердечно поздравляю с престольным праздником этого храма. Праздник Сретения Господня, один из Великих Двунадесятых праздников и по своему характеру он продолжает собой Рождественско–Богоявленский цикл праздников. Древнее название этого праздника не только Сретение – встреча, но ещё он назывался принесением во Храм Господа, Представление Господа. И, как мы читаем в Евангелие от Луки, родители Христа Богомладенца на сороковой день после Рождества должны были принести Его в Иерусалимский Храм для того, чтобы совершить положенные по Закону обряды и принести положенные жертвы. Таким образом каждая семья представляла пред Господом свое чадо и получала благословение. И вот, повинуясь этим требованиям Ветхозаветного Закона, Святое Семейство тоже отправляется в Иерусалим для того, чтобы совершить всё предписанное. А в это время в Иерусалиме находился старец по имени Симеон, о котором евангелист Лука замечает, что он был из тех, кто особо ожидал пришествия Спасителя. Ему даже было обещано свыше, что он не узрит смерти, пока не увидит Христа Господня. И вот по откровению Божию древний старец Симеон отправился в этот момент в Иерусалимский Храм, и там произошла эта встреча, Сретение, откуда и происходит название этого праздника.
Вместо молитвы благословения, которую обычно священники читали над младенцем, мы видим поразительное, сам старец, взяв Младенца, обращается к Нему, как к Господу и Владыке. Этого, наверное, никто не ожидал. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29:32). А в последующем он произнес пророчество об этом Младенце и о страдании Богоматери. И вот в лице старца Симеона воплощается всё Ветхое человечество, ожидавшее спасения, ожидавшие пришествия Христа Спасителя. Это олицетворение Ветхого Завета, которые находит своё завершение именно в пришествии в этот мир Бога и олицетворение всего человечества, и даже, можно сказать, шире, всего творения, которое встречает Бога, ставшего человеком ради нашего спасения. Вот это величайший и главный смысл этого праздника, который сквозит и сияет и в праздниках Рождества и Богоявления. А именно пришествие ради нашего спасения в этот мир Бога для конечного исцеления, преображения и наполнения Своим светом всего мироздания.
И Церковь провозглашает, что это спасение, это исцеление всего мира уже началось во Христе. История христианской святости подтверждает, что наше спасение и преображение мира уже начало совершаться. Это та самая радостная весть, которая звучит на протяжении двух тысячелетий, о том, что Бог с нами, о том, что Бог не покинул человека, покинувшего Его, но пришёл и спас нас. Обо всём этом мы вспоминаем в этот праздник встречи нашего Спасителя для того, чтобы эта радость о Боге, явившемся в мир ради спасения мира, всегда наполняла наше сердце и вдохновляла нас на подлинное христианское житие, на ответственное отношение к своему долгу, на исполнение Христовых Заповедей, на совершение дел, согласно Заповедям Спасителя о любви к Богу и ближнему.
И мне радостно поздравить вас в этот день великого праздника и передать поздравление Митрополита Льва. А также поблагодарить руководство университета в лице ректора Юрия Сергеевича не только за возможность совершать молитву в этом университетском храме, но и за постоянную готовность к сотрудничеству и соработничеству. Вы знаете, что Новгородский Государственный Университет это такое место, где происходит сретение или встреча мира Православия и академической науки. И вот сегодня мы отмечаем очередной выпуск магистрантов по специальности «Православное Богословие в системе современного образования».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: