«Бог явился в этом мире для того, чтобы объять, встретить свое творение, вернуть его назад к себе к Жизни Вечной, к радости, к вечной любви»

20 февраля. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в Воскресный день в Спасском соборе Юрьева монастыря.

«Всех вас, дорогие братия и сестры, сердечно поздравляю с Причастием Святых Христовых Тайн, а также продолжающимся праздником Сретения Господня, в свете которого мы все с вами находимся.

Праздник Сретения, как мы уже с вами слышали, основан на тех Евангельских событиях, о которых повествует апостол и евангелист Лука в начале своего Евангелия, рассказывая о том, когда Христу младенцу исполнилось сорок дней и по закону для того, чтобы исполнить все обряды положенные по Закону Моисея, его родители принесли младенца в храм Иерусалимский, чтобы принести жертву Богу, как это говорилось в Законе.

В это время в Иерусалиме жил старец Симеон, который, как говорит о нем евангелист Лука, получил обетование от Бога, что он не увидит смерти пока не узрит Христа Господня, то есть не увидит начавшееся спасение. И вот этот древний старец по вдохновению от Духа Святаго идет в этот момент в Иерусалимский храм, где и встречает Святое семейство, берет на руки младенца Христа. Это и есть тот самый момент встречи, который дал основание для названия праздника Сретения Господня, и вместо обычной молитвы, которые читали священники над младенцами, он сам обращаясь к этому младенцу как к Господу и Владыке: «Ныне отпущаеши раба твоего Владыко, ибо видели очи мои спасение Твое».

Конечно, эти слова и поведение старца никого не могли оставить равнодушными. Старец Симеон много лет ожидал пришествие Спасителя, воплотил в себе образ всего человечества, которое жило до Христа в ожидании спасения. Когда мы видим его фигуру на иконе, в почтительности склоненную перед явившемся Спасителем, которого он так долго ждал, мы и видим, что в нем выражается надежда, вся радость об исполнившемся обетовании, об исполнившемся Спасении, которое приходит от Бога.

И эта радость, эта надежда освятила дальнейший путь старца. Он должен был закончить временную жизнь, но знал, что для него зажегся свет, который проследует за ним даже туда, куда страшится попасть каждый человек, переступая порог временного жития, что и туда придет Спасение, что Христос Спаситель разрушит врата ада, для того чтобы вывести всех ожидавших его к Жизни Вечной. Вот, собственно, об этом и повествует этот праздник, о том, что у всего мира, у каждого из нас есть эта надежда, есть это спасение, явившееся в этом мире однажды во Христе и никуда не уходящее и не исчезающее, а пребывающее с нами.

Бог явился в этом мире для того, чтобы объять, встретить свое творение, вернуть его назад к себе к Жизни Вечной, к радости, к вечной любви. И знаменательно так же, что сегодня одно из Воскресений, которые предшествуют Великому Посту, которое называется Неделей о Блудном сыне. Мы вспоминали и читали о сыне, оставившем отца. Не будем подробно останавливаться, скажем только, что эта притча о каждом из нас, обо всем человечестве, покинувшем Бога со времен Адама, но Бог никогда не переставал ждать и все сделал для того чтобы спасти и вернуть падшее человечество, ушедшее, заблудившееся, погибшее, — для этого Христос явился в этом мире.

Как сказано в другом месте Евангелия, не в притче о Блудном Сыне, но очень перекликается это место с повествование о Спасении Блудного Сына: «Так бывает на Небесах, — говорит Спаситель, — больше радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти, не имеющих нужды в Покаянии». По толкованию некоторых отцов, заблудшая овца, которую пастырь, оставив девяносто девять в горах, идет искать, находит и возвращается в свое стадо, это весь человеческий род, ради каждого человека, ради всего человечества Христос явился в этом мире.

Праздники, которые мы недавно с вами молитвенно чтили: Рождество, Богоявление и Сретение — продолжающийся праздник. Они и говорят об этом Спасении, о том, что Бог соделал ради нас. Что Бог соделал для того, чтобы явить Себя нам и эту встречу — Сретение — сделать возможным. А притча сегодняшняя о Блудном Сыне повествует о том, что человек должен предпринять для того, чтобы вернуться к Богу, для того чтобы прийти к нему в сретение на встречу. Как блудный сын сначала пришел в себя, решил в своем сердце встану и пойду, и наконец, встал и пошел – это место олицетворяет три этапа покаяния.

Каждый литургический год с Великим Постом и другими праздниками и постами призывает нас, учит нас этому покаянию, этому обращению к Богу, этой молитве, как икона, икона нашего жития, мы обращаемся к Богу, взыскуем Его, идем на встречу к Нему и встречаем Его в праздник Светлого Христова Воскресения. Это образ нашей жизни, нашего шествия ко Христу в течении всей нашей жизни до Воскресения, до встречи с Христом Воскресшим в радости и Жизни Вечной. Если только мы прибудем верными Ему, если только мы сами хотим этой встречи, если только мы сами не закрываем свое сердце от Бога. Если мы готовы стать Ему верными детьми, верными учениками соработниками Ему в этом мире.

Если мы шествуем этим путем вместе со всей церковью, со всеми святыми, которые указывают нам на этот путь, Господь не отринет нас. Любые наши слабые усилия будут приняты Им как милосердным отцом, который даже не дал договорить сыну заготовленную речь, он бросился ему на грудь, дал новую одежду, перстень, символ усыновления и сказал: «Радуйтеся и веселитеся!». Дай Бог, чтобы эти слова прозвучали в вечности о каждом из нас: «Это мой сын, моя дочь, умер и воскрес, пропадал и нашелся». Аминь.»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее