«Мы молимся не только о живых, но и о людях, которых продолжаем любить, но уже сущих в ином мире»

26 февраля. Проповедь епископа Юрьевского Арсения во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу в Юрьевом монастыре.

«Дорогие братия и сестры, настоящий день в богослужебном уставе Православной Церкви, не только Русской, но и Вселенской, отмечен как день особого поминовения усопших. Он называется Вселенской Родительской субботой, и сегодня вспоминаются все от века скончавшиеся православные христиане. Поминаются не только наши близкие, но вся полнота Церкви, все те христиане, о которых мы молимся, не как святым, но как о скончавшихся в вере. И мы возносим молитвы о том, чтобы Господь принял их в Свои вечные обители.


На самом деле мы редко задумываемся об этом, но церковная молитва об усопших, говорит нам об очень многом. Прежде всего о том, что Господь не только способен принять наши молитвы, но и о том, что Он Сам со Своей стороны сделал и делает всё возможное для спасения каждого человека. Если остаётся хотя бы малая надежда для какого-либо человека за гробом, то она будет реализована. Схождение Христа во ад, изображенное на иконе Воскресения, говорит нам о том, что Бог сильнее ада, и что Его любовь не знает никаких препятствий. Господь готов каждого человека, если только человек готов откликнуться и хочет этого спасения. Но последнее слово всегда останется за человеком.


Если некоторые люди сознательно или бессознательно противятся Богу, Его слову, Его воле, то таковых Господь никогда не будет каким-либо образом ломать, насильно загоняя в Царствие Божие. Господь уважает нашу свободу. Если человек закрывает своё сердце для Него, то Он смиренно уходит, и человек остаётся без Бога, и, что самое страшное, это может стать вечным выбором человека. Но если человек напротив, несмотря на немощь, на свою греховность, взирает с верой на Спасителя, образно говоря, цепляется за край риз Его, как евангельская женщина, получившая исцеление, если Спаситель для него – последнее и самое главное упование, то веруем, что Господь никогда не оставит таких Своих чад.


Наши молитвы об усопших, прежде всего, являются проявлением нашей любви, потому что мы молимся не только о живых, но и о людях, которых продолжаем любить, но уже сущих в ином мире. Эти молитвы Господь принимает, потому что Он заповедал нам любить друг друга. Но почему возможно вообще молиться об усопших? Откуда мы знаем, что эти молитвы каким-то образом действуют? В ответе на этот вопрос и заключается весь центр христианского благовестия о том, что Христос – Победитель смерти. Он сокрушает врата ада, Он расторг узы смерти для того, чтобы воскреснуть к жизни вечной. Но не для Себя, не для Своей человеческой природы Он это делает, а для спасенного и искупленного Им человечества, которое призвано следовать за Ним в вере в Него, в любви к Нему и в верности слову Его. И имя этому человечеству – Церковь. Христос, Глава Церкви, приносит Себя в жертву за весь мир, но следует за Ним только малое стадо. Мы веруем, что наши молитвы, молитвы Церкви о всех ушедших, об имеющих уйти, как и о нас с вами в будущем, – будут также приняты Спасителем, Который является нашей Жизнью, нашим Упованием и нашим Воскресением.


Сегодня, и в эти скорбные дни, по особому звучат наши молитвы за усопших. Все мы с вами знаем о трагедии, которая разворачивается на Украине. Ни один человек не может остаться равнодушен, и не только люди верующие, но все граждане наших государств. Есть такие, кто близок к отчаянию. Есть, к сожалению, такие, кто предаётся неуместной радости от  происходящего в братской стране или  проникается духом ненависти и нетерпимости. Среди чад Русской Церкви есть люди разных политических взглядов, которые по-разному оценивают как заявленное Украиной право на самоопределение, так и заявленное Россией право на защиту наших соотечественников. Но нет и не должно быть человека, по-настоящему верующего, по-настоящему преданного Христу, который оправдывал бы насилие, оправдывал и превозносил бы убийства, человеческие страдания и несчастья. Если мы раскроем Евангелие, которое для нас христиан является главным ориентиром, то увидим, что там нет ни одного слова о том, что какая-либо война может быть святой, священной или справедливой. Вспомним только слова Христа, сказанные Им в Гефсиманском саду апостолу Петру. А ведь что могло быть благороднее, чем защита Самого Спасителя?


Как я уже сказал, среди верующих Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата есть люди диаметрально противоположных политических воззрений, но церковные амвоны как в России, так и на Украине никогда не должны превращаться в место проповеди каких-либо политических взглядов или националистических идей. Это место проповеди Евангелия, место проповеди слова Христова о любви.
И вот мы, верные слову Христову, сегодня возносим наши сугубые молитвы о мире в этой многострадальной стране. Возносим молитвы о том, чтобы там были прекращены боевые действия. Как и о том, чтобы все войны остались в прошлом. Молимся Христу, чтобы Он – наше Упокоение и наше Воскресение – принял всех Своих верных чад с обеих сторон, пострадавших в ходе этих страшных событий. Чтобы Он вселил в сердца наши мир, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне и благословил народы наши и Церковь нашу. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее