«Мы должны учиться прощать и просить прощения, находить в себе силы для этого всегда»

6 марта. Проповедь епископа Юрьевского Арсения вечером Прощеного воскресенья в Софийском соборе.

«Дорогие отцы, братия и сёстры! Сегодня, фактически, мы уже вступаем в Великий пост. Начинается Святая Четыредесятница – время поста, время обновления, весны духовной. И как вся природа просыпается к новой жизни, так и мы призваны встрепенуться, очиститься, проснуться для Бога и для ближних наших. В течение подготовительных недель мы слышали в Слове Божием, в проповедях и в богослужебных текстах о том, что составляет суть великопостного поприща, которое нам всем предлежит. Говорилось о смирении и молитве в Неделю о мытаре и фарисее. О стремлении вновь обрести Бога как своего любящего Отца и об истинном покаянии в Неделю о блудном сыне. О тех добрых делах милосердия и милостыни, которые и делают нас праведными перед Богом в Неделю о Страшном суде.

И сегодня в Неделю Адамова изгнания, уже на самом пороге Великого поста, Церковь нам предлагает устремить свои взоры на самое начало нашей духовной истории. Тогда первые люди избрали трагический путь противления Богу, отказались от Него, Источника жизни, и тем самым открыли дверь в этот мир для зла, страданий и смерти. И на протяжении всей истории Адам, изгнанный из Рая, в лице каждого своего сына и каждой своей дочери плачет о своем Небесном Отечестве.

У каждого из нас есть это воспоминание, может быть неосознанное, какая-то память нашей души. Мы мечтаем о лучшем мире, о любви, о справедливости, о красоте, о торжестве истины. Откуда мы всё это берём, если опыт окружающей нас действительности свидетельствует совсем об обратном? Но мы знаем, что где-то есть то, к чему мы стремимся, то, чего когда-то лишились, и что нам Господь обещал даровать, и дарует.

По слову одного выдающегося проповедника и богослова, митрополита Антония Сурожского, не Бог изгнал Адама из рая, а Адам изгнал Бога из своей жизни, из своего сердца. Вдумаемся в эти слова. Потому что вся история, описанная в первых главах книги Бытия, связанная с прародителями, это не только повествование о том, что было когда-то давно, но это история и о нас с вами. И в нашей жизни происходит эта встреча со злом, и в нашей жизни происходит предательство по отношению к Богу. И много раз мы повторяем ошибку Адама и Евы.
Но Христос – наша надежда и наше спасение. Он Тот, Кто не переставал звать Адама, взыскуя его ещё в Раю после грехопадения: «Адам, где ты?». На протяжении всей истории человечества Господь Своим промыслом устраивал спасение человеческого рода и готовил его к пришествию Христа. И как сказано в одном из песнопений Великой Субботы: «На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищяй». Когда мы смотрим на икону Воскресения, которая в нашей православной традиции изображает именно сошествие Христа в ад, мы видим, чем заканчивается этот поиск Богом человека. Христос выводит Адама из ада для того, чтобы вернуть его к Отцу Своему. И этот же образ справедливо применить и ко всему человечеству, если только человек захочет этого спасения, возжаждет его, а не отвернётся снова от Бога, не закроет двери своего сердца для Него навсегда.

И вот, богослужебный круг Православной Церкви, особенно великопостное время и время Светлого Христова Воскресения, это икона всех событий, совершившихся ради нашего спасения. Это образ нашего странствования в этом мире – от изгнания из рая к всеобщему Воскресению. Одна у нас надежда, одно спасение и примирение с Богом – это Христос, Который не оставил человека, оставившего Его, но пришёл и спас нас. «Он есть мир наш» (Еф. 2:14), – говорит апостол Павел о Нём, примирившем нас с Богом, уничтожившем вражду. Сам Господь сказал Своим ученикам накануне Своих страданий: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14:27). Итак, Он – наше примирение, наше спасение, и как важно нам не утратить этот мир с Богом. Но мы утрачиваем его незаметно, помалу, тогда, когда утрачиваем мир с нашими ближними, когда затворяем двери нашего сердца для ближних, когда оказываемся не способны прощать. Но при этом оказываемся способны к злопамятству и мести. Или проявляем равнодушие к человеческой беде, проявляем жестокосердие и злобу. Всё это уводит нас от истинной нашей цели – от Бога.

И сегодня Церковь нас духовно отрезвляет, настраивает на нужную тональность для того, чтобы вступить в Великий пост, в «весну духовную», так, чтобы обновиться, проснуться для новой жизни, почувствовать присутствие Бога в нашей жизни – спасающее, радостное и преображающее. Но это невозможно, если мы не будем прощать, а станем копить обиды, подчас, не только на ближних, но и на Самого Бога. И Церковь в своей мудрости установила эту прекрасную традицию, которая восходит ещё к древним временам монашества, к палестинским монастырям. В этот день накануне Четыредесятницы монахи уходили в пустыню для того, чтобы провести Великий пост в полном молчании и уединении. И каждый из них просил прощения друг у друга, не зная кто из них вернётся к празднику Светлого Христова Воскресения…

Если бы мы с вами всегда жили по заповедям Спасителя, вели бы жизнь святую, полную любви к ближним, то нам и незачем было бы просить друг у друга прощения в этот день. Но этого нет. Однако это не означает, что нам нужно ждать целый год для того, чтобы именно в этот день формально попросить прощения у всех знакомых, а может быть, набравшись сил, и у тех, кого мы действительно чем-то обидели. Мы должны учиться прощать и просить прощения, находить в себе силы для этого всегда. Но именно сегодня Церковь нам напоминает о важности прощения, чтобы пост для нас не прошёл даром, чтобы Воскресение воссияло в нашей жизни, и Христос Воскресший вошёл в нашу жизнь, а мы – в радость Его Воскресения.

Поэтому сегодня мы обращаемся к Богу со словами молитвы и покаяния, чтобы Он благословил наш пост, чтобы Он даровал нам Свой мир и любовь:



– Приди, Господи, яви Своё присутствие в нашей жизни, наполни нашу жизнь Своей любовью, Своим миром и святостью. Пусть познают Тебя все люди, особенно отчаявшиеся и страдающие, ненавидящие или враждующие сегодня друг с другом. Явись, Господи, и яви мир Твой и прекрати все страдания, несправедливость, злобу человеческую, невинные жертвы и всю беду. Пусть Твоё присутствие будет спасающим для мира и для каждого из нас. Дай нам ощутить Тебя в молитве, в Таинствах, в светлом празднике Пасхи, которая есть отзвук и отсвет Твоего Небесного Царства, в совершении добрых дел, в умении прощать, в торжестве добра, милосердия и любви в душе каждого из нас. Наконец, в ближних наших, которыми Ты заботливо окружаешь нас каждый день. Явись, Господи, и будь всегда с нами. Аминь.


И сегодня, совершая этот чин прощения и памятуя о словах Спасителя: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23,24), а наипаче слова молитвы Господней, которыми молится вся Церковь ежедневно: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», и я от всего сердца, от всей души искренне прошу прощения, не только у тех, кого я знаю, но, может быть, кого не зная, мог чем-то обидеть вольно или невольно, ведением или неведением, словом, делом или дурным примером. Простите меня, дорогие отцы, братия и сёстры, и благословите меня грешного.

Благодатию Своею Бог да помилует и спасет всех нас, яко благ и человеколюбец!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее