Проповедь епископа Арсения в Хутынском монастыре

9 марта. Проповедь епископа Арсения в Хутынском монастыре после Великого покаянного канона св. Андрея Критского.

«Дорогие отец Макарий, матушки, братия и сёстры, всех вас приветствую с начавшимся Великим постом, «весной постной», как это время называется в наших богослужебных книгах.

В Ветхом Завете у пророка Аввакума есть такие слова: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне…» (Авв.2:1), то есть, что скажет Господь внутри меня. И в этих словах заключён образ подвижника, даже не просто подвижника, а вообще христианина, который стоит на страже своего сердца. Человек может затворить двери сердца для Бога. Как мы знаем, также в Священном Писании есть и такие слова из книги Откровения: «Се, стою у двери и стучу…» (Откр.3:20). Господь стучится в наше сердце, и человек может раскрыть эти двери для Бога, а может не впускать Бога. Бог никогда не сломает двери и не вторгнется насильно в наше сердце.
И призыв, который обращён к нам в течение каждого поста, заключается в том, чтобы мы были стражами нашего сердца, отсекая и отгоняя всё плохое, темное, недостойное и нечистое, приглашая туда Бога, или встречая там Бога.

И пост такое время, которое призвано помочь нам почувствовать присутствие Бога в нашей жизни. В течение первых дней Великого поста мы читаем на повечерии замечательный покаянный канон святого Андрея Критского. И сквозь длинную череду героев Ветхого и Нового Заветов, исторических лиц, праведников и грешников, сквозь их чаяния, страдания, борьбу и верность Богу или наоборот неверность, мы начинаем узнавать себя. И Священное Писание, и автор этого канона подчеркивает, что всё происходящее в Священной истории имеет отношение и к нам. В наших сердцах, в жизни каждого из нас разворачивается своя история взаимоотношения с Богом. И мы оказываемся либо верны Ему, как Авраам, или бежим от Него, как пророк Иона, который не хотел исполнить Его повеление. Или же мы, как царь Давил каемся, или как мытари и грешники обращаемся к Христу и каемся, или как другие люди проявляем свою верность, или напротив, неверность Богу.

И первый смысл, который мы извлекаем из этого величественного произведения византийской гимнографии, это то, что мы должны стремиться быть именно верными, подражать праведникам, а не грешникам. Но второй и важнейший смысл заключается в том, что, как Бог действовал в жизни каждого из них, в истории Ветхого и Нового Заветов, так Он продолжает действовать в жизни каждого из нас. Мы живём в том же мире, о котором повествует Священное Писание, который создал Бог, в котором Он давал откровения, заключал Завет, который Он спас, в конце концов. Иисус Христос, говорит апостол Павел: «Вчера и днесь и во веки той же…» (Евр. 13:8).

И как важно нам ощутить присутствие Бога в своей жизни. Его голос заглушается нашими грехами, суетою, многозаботливостью, тревогой, попечением о земном, надеждами, радостными или не очень. И мы часто копошимся именно в земной суете и при этом не слышим и не видим, не чувствуем в нашей жизни присутствия Бога, а Он сказал: «Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Он никогда не покидает нас, Он пребывает всегда с нами. В Церкви, в Таинствах, в молитвах, покаянии, совершении добрых дел мы можем ощутить Его присутствие по-новому, увидеть, почувствовать, впустить Его в нашу жизнь, и устранить всё, что мешает Ему быть Царем нашего сердца. А это суета, какие-то мелкие обиды, это неспособность прощать и многое, что ещё можно вспомнить, каждый сам знает за собой, какие-то свои немощи и падения.

Но вот ещё один важный образ поста – это странствование народа Божия в пустыне после исхода из Египта. Они освободились от рабства, и в наших богослужебных текстах тоже проводится такая параллель. Мы призваны освободиться от рабства греху, чтобы войти в Землю Обетованную, которая есть для нас Сам Христос. Пост, который заканчивается Пасхой – это икона нашей жизни. Мы освободились от рабства греху, пообещав Богу добрую совесть в Таинстве Крещения, освободились от диавола, по крайней мере, не считаемся его рабами, но рабами Господними. И мы были призваны когда-то Церковью для жизни во Христе святой и чистой, и каждый раз Великий пост напоминает нам об этом важном предназначении. И вот как пост заканчивается Пасхой, так и наша жизнь призвана закончиться встречей с Воскресшим Господом. Будем стараться освободиться от всяких остатков какой-то прошлой жизни, которую можно обозначить как рабство греху и своим страстям. И придти в свободу славы чад Божиих, свободу во Христе, стать в Нём свободными для Бога и для вечности. Это наш выбор, если мы сами следуем Ему, то Господь всегда поддержит, всегда покроет нас благодатью, никогда не оставит и приведет к нашей цели.

Но Он не сможет сделать этого без нас, если мы сами этого не хотим. Будем же стремиться к Богу, будем стараться жить в Ним, быть верными Ему, как святые патриархи, пророки, апостолы — все святые Церкви нашей. Будем верными Его слову и постараемся жить всегда в Его присутствии, памятуя о том, что Он всегда рядом с нами. И пусть Его присутствие будет преображающим и вдохновляющим для того, чтобы бороться со всем злом, со всей неправдой, со всяким грехом. Но очнувшись от греховной спячки, проснуться для жизни в Боге, которая, в свою очередь, прообразует наше пробуждение от этой временной жизни в Воскресение, в жизнь вечную. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее