3 апреля. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в селе Ивановское Старорусского района.
«Дорогие братья и сёстры! Только что мы слышали Евангелие, в котором рассказывается об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватого отрока. Последние слова из этого Евангельского отрывка повторяют то, что было сказано и в прошлое воскресенье, когда Христос открывает ученикам истинный смысл Своего пришествия в этот мир. Все иллюзии должны исчезнуть, все, кто видел в Нём земного царя, разочаруются. Он говорит о том, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие и убьют Его, и Он в третий день воскреснет. И этими двумя чтениями, прошлого и этого воскресенья, Церковь нас готовит к Страстным дням, которые предшествуют празднику Светлого Христова Воскресения, чтобы мы вместе с учениками последовали за Христом до конца. Но в отличие от учеников, которые тогда мало понимали, зачем пришёл Спаситель и что ждёт Его в Иерусалиме, нам с вами в литургических событиях Церкви несравненно легче пережить эти дни. И не только потому, что мы не являемся напрямую свидетелями тех событий, но и потому, что мы знаем уже, что Голгофа — не конец, что Крест Христов — это не поражение, а напротив — символ Его победы, символ Воскресения и знамение нашего спасения.
Обратим внимание на событие, о котором повествует евангелист Марк, а именно на исцеление бесноватого отрока. И когда отец этого отрока говорил, что даже ученики не смогли исцелить его, но — «если Ты сможешь, соверши это», Христос говорит ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23). Эти слова обращены не только к действующему лицу этого рассказа, но к каждому из нас. Когда мы оказываемся в тяжких обстоятельствах, каких-то мучительных испытаниях, когда кажется, что неоткуда нам ждать помощи (и в самом деле, неоткуда, по-земным представлениям), то Господь говорит: «Не отчаивайся, только веруй, всё возможно верующему». И отец отрока отвечает: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). С одной стороны этот человек исповедует свою веру, а с другой просит помощи, укрепления этой самой веры. И тогда Христос совершает то, что все от Него ожидали, так как Он воистину Врач душ и телес наших, Ему подвластно, как Господу, всё в этом мире. И тем более Он имеет власть над врагом, над духами злобы поднебесной, которые во всех подобных случаях, о которых рассказывает Евангелие, бегут от Него, как от огня опаляющего.
И этот рассказ открывает нам ещё одну важную правду об этом мире, который, в результате вошедшего в этот мир зла, оказался оторванным от Бога. Изначальный замысел Творца не был исполнен, когда Адам открыл двери в этот мир для зла. Тогда и сам человек лишился вечной жизни, и мир подвергся, можно сказать, оккупации темных сил, которые с тех пор безраздельно властвовали в земной истории. От этих сил мы и просим избавить нас Господа каждый раз в конце молитвы «Отче наш».
Христос явился в этом мире, чтобы восстановить первоначальный порядок и изгнать этого самозваного князя мира сего, который захватил то, что ему не принадлежит. Власть над этим миром принадлежит только Богу, как Господу всего видимого и невидимого, и человек, созданный по образу Божию, должен был, как венец творения и как священник, стать во главе этого мира, чтобы соединить его с Богом. И вот Христос — новый Адам, как называет Его апостол Павел и святые отцы, пришёл для того, чтобы исполнить то, что не смог сделать Адам первый, исправить то, что было сделано, а также исцелить этот мир, изгнать мучителя, связать его, лишить силы.
Евангельские эпизоды, которые повествуют об исцелении бесноватых, не что иное как яркие знамения того, что явился истинный Господь, истинный Хозяин этого мира. И та нечисть, которая когда-то властвовала над творением Божиим, теперь бессильна. В частности, знамением этого являются и запретительные молитвы, которые непосредственно перед Таинством Крещения читает священник. В этих молитвах говорится, что диавол и ангелы его больше не имеют власти над этим творением Божиим, над человеком, который приступает к Таинству Крещения. А после и сам крещаемый торжественно отрекается от диавола и всех ангелов его. И с этого момента он — свободен, он спасён Христом от этой власти тьмы, если только человек сам себя вновь не предаст этой тьме.
Христос явился в мир, чтобы спасти и освободить нас от этой власти, от всякого зла. И, в частности, сегодняшнее чтение говорит нам непосредственно о том, что власть зла должна быть сокрушена. Она начала сокрушаться с пришествием Христовым. И этот процесс закончится тогда, когда Христос снова явится в этом мире, и царствию Его не будет конца. Тогда будет новое небо и новая земля, как говорит об этом апостол Пётр (см. 2 Петр. 3:13; Откр. 21:1). Мы оказываемся в уникальном положении, продолжая жизнь в этом мире, и, в то же время, через Таинство Крещения, через Таинство Причастия, через веру во Христа мы уже соединены с Ним. И нам подаются все необходимые средства для достижения единства с Богом и для жизни вечной. В то же самое время, жизнь наша — это путь и борьба. И если человек отойдет от Бога, то потерпит поражение и снова подпадёт под власть тьмы.
Мы говорим о том, что Бог явился в этом мире, чтобы изгнать и сокрушить зло, и мы, христиане, все верующие в Него, в этом смысле становимся под Его знамёна, ведём невидимую брань, как говорят об этом святые отцы-пустынники. Но наша брань — именно со злом в своём сердце. Хотя мы чаще всего обращаем внимание лишь на внешние проявление этого зла — на эту расстроенность, которая существует в творении, которая проявляется в страданиях, в болезнях, в войнах. И мы не замечаем, что корень всего этого находится в душе, в сердце каждого человека, начиная с первых людей, в которых зло пустило корни.
Если мы допускаем в своём сердце победу зла над добром, то зло торжествует и в окружающей нас жизни. Поэтому самое важное и реальное, что может сделать каждый из нас — это побороть зло в своём сердце. Если мы в своем сердце допускаем ненависть, неспособность прощать, презрение к людям по национальному, религиозному, по любому другому признаку, то мы служим не Богу, а злу. В таком случае мы оказываемся, на самом деле, не Христовыми, хоть мы и называем себя православными христианами.
Если же мы ведём в нашем сердце эту невидимую брань, если мы становимся под знамёна Бога, искореняя чёрствость, жестокосердие, способность ненавидеть кого бы то ни было, тогда мы — Божии, тогда мы — Христовы. Тогда мы — именно те, кем мы и призваны быть в этом мире, мы исполняем своё предназначение, исполняем Христовы заповеди и идём по пути к жизни вечной.
Вот то, о чём Церковь предлагает нам задуматься в эти воскресные дни, когда читаются такие замечательные отрывки из Священного Писания. Эти чтения формируют нашу духовную жизнь, настраивают её на нужную тональность. Они готовят нас к тому, чтобы не просто достойно встретить Светлое Христово Воскресение, но и всю нашу жизнь проводить достойно, по-христиански. И каждый Великий пост — это ещё одно напоминание об этом, это время, данное нам Богом, чтобы задуматься обо всём этом и обратить внимание на состояние наших сердец. Что же там царствует: тьма или же любовь, непрощение или же, наоборот, прощение, жестокосердие или же милосердие? Если мы действительно Христовы, то мы должны стремиться и делом, и словом, и молитвой к тому, чтобы Христос Спаситель был истинным Царём нашего сердца и всей нашей жизни во веки. Аминь».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: