«Несмотря на всю нашу слабость, всю нашу греховность, Господь приходит и спасает нас»

8 апреля. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в Покровском соборе Великого Новгорода.

«Дорогие братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю с праздником Похвалы Божией Матери, который начинается сегодня чтением Акафиста на утрене субботы 5-й седмицы Великого поста. По своему смыслу этот праздник является как бы вариантом праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Из правил VI Вселенского Собора известно, что в будние дни Великого поста не положено служить праздничную Литургию.

Поэтому в эпоху, когда наш церковный устав ещё только формировался, в отношении праздника Благовещения существовали разные местные традиции. Или совершалась в этот день полная Литургия, как в субботние и воскресные дни, а значит строгость поста как бы понижалась; или же, при сохранении строгости поста в самый день праздника, праздничная Литургия переносилась на ближайшую субботу. Вот так зародился праздник Похвалы Божией Матери, сущность которого раскрывается именно в контексте праздника Благовещения. Это особое чествование Той, что стала Матерью нашего Спасителя, Той, что открыла нам врата небесные. А сущность праздника Благовещения, его смысл и красоту можно увидеть только в свете праздника Рождества Христова.

Акафист, который мы сегодня читали, ещё называется «Акафистом Благовещения», однако, согласно церковному уставу, его пение положено именно сегодня. Этот Акафист — выдающееся произведение византийской гимнографии, был написан на греческом языке в поэтической форме. И в контексте празднуемого Благовещения в нём с особой силой раскрывается именно смысл праздника Рождества Христова. Ведь сущность как одного, так и другого праздника заключается в провозвестии о явлении Бога в мире для спасения этого мира. И обо всём этом в возвышенных и прекрасных выражениях повествует нам Акафист Пресвятой Богородице. И таким образом, он, по существу своему, является и проповедью о Спасителе

И праздник Благовещения, и праздник Похвалы Божией Матери — это праздник радости и надежды, радости от того, что мир будет спасён, ведь Спаситель приходит в этот мир. Воплощение, то есть принятие Им человеческой природы, происходит именно в этом событии, которое легло в основу праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Он родился как Младенец спустя девять месяцев в Вифлеемской пещере, но Человеком становится после слов Пречистой Девы: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38), — и уже тем самым начинается наше спасение.

Потому мы и поём в этот праздник: «Днесь спасения нашего главизна», то есть начало нашего спасения. Надежда наша — в том, что пришествие в мир Спасителя для нас с вами, таких слабых, немощных и грешных людей, не будет напрасным. Несмотря на всю нашу слабость, всю нашу греховность, Господь приходит и спасает нас. Он Сам, будучи безгрешен, принимает на Себя нашу человеческую природу, израненную, погибшую, испорченную грехом, для того, чтобы в этом единстве преобразить человечество, наполнить его новой жизнью. Чтобы преобразить и наполнить Собою нашу природу, нашу жизнь и смерть, чтобы вернуть нам Бога, потерянного нашими прародителями. Чтобы вернуть потерявшемуся человечеству — любовь, радость и мир. То есть вернуть Себя — Жизнь нашу и наше Воскресение. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее