«Мы встречаем Победителя смерти как Царя мира и Царя наших сердец. Как Царя Царства любви, Царства нашего спасения и нашего воскресения»

17 апреля. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в праздник Входа Господня в Иерусалим, в храме при Новгородском областном клиническом Онкологическом диспансере во имя иконы Божьей Матери, именуемой «Скоропослушница».

«Дорогие братья и сестры, сегодняшний праздник, как мы знаем, называется Входом Господним в Иерусалим, и суть события, что легло в основу этого праздника, в следующем. За несколько дней до Своих страданий Христос направляет Свои стопы в Иерусалим, зная, что Его ожидает там. Но люди, которые были наслышаны о Нём, как о великом чудотворце и великом проповеднике, да и ученики Его, воодушевлённые, как всем тем, что они видели, так и недавним чудом воскрешения Лазаря, пребывали под влиянием привычных для иудеев того времени представлений о Мессии. Верили, что вот-вот должно открыться царство Мессии, царя, посланного от Бога. Тогда иудейский народ снова станет великим, свергнет поработителей римлян, возвысится над прочими народами, и вернётся «золотой век», как во времена царей Давида и Соломона. И все эти люди устроили Христу торжественную встречу, как царю, который вступает в Иерусалим, чтобы принять царство.

Этот праздник и радостный, и грустный. Мы видим толпы людей, детей с пальмовыми ветвями, которые встречают Христа, как царя триумфатора. Хотя тот факт, что Он вступает в Иерусалим не на коне, как победитель, а на осле, животном, символизирующем мир, должен был бы говорить им совсем о другом. И мы не можем не умиляться этим возгласам: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21:9), этой всенародной любви, которую увидел Христос, вступая в Иерусалим. Но в то же самое время, мы не можем заблуждаться относительно этой любви, ведь вход Господень в Иерусалим – это начало скорбного пути для Самого Спасителя, это начало Его Крестного пути, конец которого – Голгофа. И мы также знаем то, что люди, так встречающие Христа, разочарованные в своих иллюзиях, будут громко требовать у Пилата Его казни, возглашая совсем другое: «Распни, распни Его!» (Ин. 19:6). Поэтому сегодняшний праздник полагает собой начало Страстной недели, каждый день которой будет посвящён переживанию событий, связанных с последними днями земной жизни Иисуса Христа.

Сегодня кажется, что Он — царь и победитель, но пройдёт совсем немного времени, и не то, что люди, которые воодушевлённо встречали Его в Иерусалиме, но даже ученики в страхе оставят Его. Первосвященники же, которые сейчас высказывают своё недовольство, своё опасение и требуют у Христа, чтобы Он запретил всё это народное ликование, наоборот, достигнут своей цели. Они будут удовлетворены, потому что опасный возмутитель, каким они видели Христа, наконец взят под стражу, и Ему вынесен смертный приговор, и та опасность, которую они видели в Его проповедях, нейтрализована. И люди, свидетели последующих событий, будут думать, взирая на распятого Христа, о том, какой это страшный конец. А ученики будут полностью обескуражены, они потеряют весь смысл своей жизни и своей веры. Но что-то произойдёт через три дня, и это же самое малое стадо ближайших учеников, таких слабых, таких потерянных и заблуждающихся, станет началом Церкви, бесстрашными проповедниками Воскресения. И эта проповедь прогремит по всей земле, и до сих пор она не умолкает в Церкви. И пока Церковь стоит, то будет возвещаться победа Сына Божия над смертью.

Конец, которым увенчалась земная жизнь Христа, действительно, видится поражением с точки зрения обывателей, с точки зрения любого человека, который мыслит привычными категориями успеха. И страшная, позорная и мучительная казнь, действительно, казалось, должна была поставить точку во всех начинаниях Христа. Его дело, едва начавшись, должно было рассыпаться, Евангельская проповедь должна была заглохнуть. Но в этом видимом поражении Сына Человеческого была заключена великая тайна Божией любви, которая древнее самого мира, которая объемлет собою вечность. И эта тайна заключалась в том, что, вступив в битву с древним врагом человечества – со смертью, для чего и направляется сегодня в Иерусалим Спаситель, и дав Себя победить, на самом деле, Он одержал победу. Потому что сама смерть, сам ад встретили Того, Кто был не простым праведником, проповедником и чудотворцем. А был той великой силой, которая есть сама Жизнь, сама Любовь, сотворившая этот мир и вызвавшая всё из небытия в бытие.

И когда этот свет воссиял во аде, тогда и началась победа над смертью. Явление Воскресшего Господа на третий день после этой ужасной казни изменило не просто жизнь каждого апостола в отдельности, но изменило саму историю. Оно изменило каждого из нас, изменило наши отношения с Богом и будущее нашего мира. Спаситель, принимая страдания вместе с каждым из нас, входит в тень смертную вместе с каждым из нас, чтобы и каждый из нас мог с Ним прославиться в Воскресении, войти в жизнь вечную. Бог становится Человеком, для того чтобы каждый из нас мог быть с Ним и в жизни, и в смерти, и вечности. Именно в этом и заключается весь смысл, вся – такая древняя и вечно новая – весть христианства. В этой неизреченной любви Божией, которая не останавливается ни перед чем, но находит своё творение, падшего Адама – всё человечество для того, чтобы это человечество преобразить и спасти.

И смысл того великого праздника, который мы будет отмечать через неделю, как раз заключён вот в этой радости о Божией любви, не просто сотворившей мир, но взыскующей, исцеляющей и воскрешающей Своё творение. Перед этой Любовью отступает даже смерть и ад. И поэтому сегодня, предчувствуя это, мы воспеваем нашего Спасителя, но не так, как это делал народ иудейский, встречавший земного царя. Мы встречаем Победителя смерти как Царя мира и Царя наших сердец. Как Царя Царства любви, Царства нашего спасения и нашего воскресения. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее