Пасхальное послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва

Пасхальное послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи,
Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть:
Пасха нетления, мира спасение.
(светилен Пасхи Христовой)

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры!

Христос Воскресе!

Если мы не живём в уповании на вечную жизнь, вера наша становится ничтожной, приобретая характер более или менее старательно исполняемых обычаев. Без надежды на радостную встречу с Воскресшим Христом вся христианская культура подвига, аскетического преодоления себя, жизнь ради ближних – теряет свой основополагающий смысл. Да и искусство делать добро, что, по мнению святого Григория Богослова, составляет сущность самой жизни, приобретает значение только тогда, если сокрушены «мрачные затворы унылого ада». Чтобы добро приносило радость, его действительно нужно уметь совершать от чистого сердца, не обижая своим превозношением тех, кому стремишься помочь. Истинно добрый поступок должен быть не заметным, но приносящим радость и облегчение.

В искусстве, даже самом возвышенном, всегда присутствует искусственность. Стремление повторить то, что уже существует. Поэтому даже в иконе мы видим не Самого Бога, а Его Образ, явленный во Христе Иисусе. В ответ на вопрошание апостола Филиппа: «Покажи нам Отца!» — Христос отвечает: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца…» (Ин.14,8-9). Увидеть Отца во Христе – совсем не значит быть очарованным только таинственностью Его внешнего вида. Апостолы были свидетелями исцеляющего милосердия Сына Божия. Его чудеса — не вопреки законам природы, а ради восстановления утраченной во грехах человеческих гармонии творения. Ибо «Бог, — по словам Иоанна Богослова, – есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (I Ин. 4,16). Однако очень часто искусными в любви бывают великие грешники, которые даже помощь обездоленным превращают в способ ещё большего обогащения. Настоящая любовь заключается не столько в умении совершать добрые поступки, сколько в невозможности их не совершать. Так происходит, когда человек живёт не для себя, а жизнь свою полагает за друзей и ближних своих. Конечно, и в любви нельзя быть неразумным и руководствоваться одними эмоциями. Не случайно святой Григорий Богослов наставляет нас: «Не надобно иметь ни справедливости неумолимой. Ни благоразумия, избирающего кривые пути. Лучше всего – во всём мера».  Неумолимая справедливость как юридически определённое правило – действительно неумолима. Но в этом случае и любая мольба к Богу о прощении теряет свой смысл.  Неумолимость не имеет никакого отношения к Истине, явленной во Христе,  потому что Спаситель учит нас милосердию и снисходительности. Но ко Христу также не имеет никакого отношения и извивающееся вслед мира благоразумие. «Смелость, — по словам святого Григория Богослова, — не должна становиться дерзостью, а добродетельному стыдно быть защитником порочных».

В наше очень сложное время противоречивых переживаний и сомнений хочется обратиться к Богу словами ветхозаветного пророка Исаии: «Что уклонил еси нас, Господи, от пути Твоего, и ожесточил еси сердца наша, еже не боятися Тебе; обратися ради раб Твоих, ради племен достояния Твоего» (Ис.63,17).

В человеческой истории было много тяжёлых времён, когда люди ставились не просто перед выбором между добром и злом, а когда и определить, где добро, а где зло, было затруднительно. Для нас, христиан, Христос есть мера всех вещей. «…Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53,5). В этих словах, прозвучавших за столетия до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа из уст ветхозаветного пророка, — вся правда истории спасения. В них ответ на мольбу Исаии за народ, попавший в беду: «Умерь Свой гнев. Не вечно помни грехи! Взгляни же: мы Твой народ» (Ис.64,9). Казалось бы, и выход из тяжёлого положения, в которое попал народ, известен: «Праведни будьте, — читаем мы в этой великой книге, — поступайте по правде! Скоро Я ниспошлю избавление, скоро явится спасение, посланное Мною» (Ис.56,1). Однако следовать по этому пути современному человеку становится всё труднее. Всё очевиднее становится, что правда не на путях технологического развития, а в личности, взыскующей спасение на путях духовного возрождения.

И оно явилось во Христе Воскресшем. Изъязвленный и умерщвлённый за грехи наши, Победителем смерти предстал Он пред учениками Своими: «Радуйтесь, не бойтесь» — были первые слова Господа, обращённые не только к жёнам мироносицам, не побоявшимся идти ко гробу своего Учителя, но и ко всем тем, кто не боится во имя любви претерпеть страдания и даже жизнь свою положить за друзей своих.

Пасха новая нам явлена ныне. Пасха великая, святая, таинственная и всечестная. Христос, избавитель верных, двери райские нам отверзает. Радостию друг друга объимем, ибо Христос,  спасение наше,  Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ!

Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему слава вовеки веков! Аминь.

ХРИСТОС   ВОСКРЕСЕ!

+ЛЕВ, МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ

И СТАРОРУССКИЙ 

Пасха Христова

Великий Новгород

2022 год

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее