27 апреля. Проповедь епископа Юрьевского Арсений в Светлую среду в храме святого праведного Лазаря на Западном кладбище.
«Христос Воскресе! Всех вас, дорогие братья и сёстры, я поздравляю с праздником Пасхи Господней, Пасхи Божией спасительной. Это «праздников праздник и торжество торжеств», как мы воспеваем в церковных песнопениях. Если мы обратимся к истории, которая легла в основу нынешнего празднования, то есть к Воскресению Христову, то увидим, что каждое из четырёх Евангелий повествует об этом главном событии не только в жизни апостолов, но и в жизни всего мира, в жизни каждого из нас. В последних главах каждого из четырёх Евангелий — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна — говорится о победе над смертью, о явлении живого Христа Своим ученикам.
Спаситель благословляет их проповедовать по всему миру Евангелие. Это торжествующий аккорд, которым как бы венчается евангельская история, завершается повествование о жизни Христа. Но в то же время этим самым начинается нечто новое и великое, по-настоящему начинается история Нового Завета, история Церкви, история нашего спасения. В торжестве Сына Божия над смертью была явлена во всей полноте сила Божественной любви. И апостолы, когда услышали слова о том, что Христос воскрес, боялись и не верили. Можно легко представить реакцию простых людей, которые видели Человека, Которого хотя и любили, но знали о том, что Он был мёртв, что Он закончил Свою жизнь так мучительно, так ужасно. Они понимали, что больше никогда не увидят своего Учителя, смерть Христа означала крушение для Его учеников всего их мира, всей надежды, всей их радости. Но вот на третий день начинается необычайное, начинается нечто новое. И евангельские повествования говорят о том, что апостолы не только боялись верить этим явлениям Воскресшего, но они даже испугались. С одной стороны, это естественная реакция.
Но с другой, мы также можем вспомнить примеры из Ветхого Завета, когда пророки и праведники, которые переживали присутствие Бога, откровение Божества, впадали в священный ужас. Потому что весь их привычный мир обрушивался, и начиналось нечто новое, необычайное. Это мы можем проследить в истории Авраама, Моисея, пророка Ионы и пророка Исайи. И вот, этот священный трепет был не просто от того, что они увидели живым человека, который был мёртв. В явлениях Победителя смерти они как никогда ранее явственно ощущали откровение Божества — Той силы, которая сотворила этот мир и вызвала всё из небытия в бытие, которая явилась в этом мире ради жизни и воскресения этого мира. Они не могли, конечно, остаться прежними. Те дни после Воскресения, когда Христос снова и снова является им и удостоверяет их в истинности Воскресения, показывая Свои раны, говоря снова и снова: «Это Я, не бойтесь» (Мф.14:27), — стали для учеников временем их второго и настоящего призвания к апостольству. После этого их жизнь никогда не будет прежней, теперь эти бывшие рыбаки — уже не просто ученики, следующие за своим Учителем по городам и весям Святой Земли.
Для них открывается новая стезя — они должны стать «твердыми и боговещанными проповедателями», просветителями всей Вселенной. Им предстоит пронести во все грады и страны мира эту благую весть о Воскресении, о победе над смертью, о торжестве в этом мире Божественной любви, и о надежде для всего мира и для каждого человека. Эта проповедь звучит уже две тысячи лет, и она вдохновляет нас, оживотворяет всю Церковь, даёт нам не только нравственные силы жить в этом мире, но подаёт великую силу для преображения всей нашей природы и нашей жизни. Потому что присутствие Воскресшего в Своей Церкви и в жизни каждого из нас — это не простые слова. Это залог нашей вечной жизни, это обетование нашего Воскресения, нашего усыновления Богу и нашего спасения. Христос Воскресе!»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: