«Будем помнить о том, что Господь наш есть Бог любви»

Проповедь епископа Арсения в праздник Святой Троицы, в церкви Святой Троицы, что у Троицкого раскопа, в Великом Новгороде.

«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с престольным праздником этого храма. Сегодняшний праздник называется, прежде всего, Пятидесятницей, потому что в основе его лежит событие, описываемое апостолом Лукой в начале его книги «Деяний Святых Апостолов». Он повествует о том, как накануне ветхозаветной Пятидесятницы апостолы, уже после Вознесения Господа Иисуса Христа, собрались в Иерусалиме и ждали исполнения Его обетования о том, что им надлежит облечься силой свыше, Духом Святым, Которого Христос обещал послать им от Отца. И вот, в Сионской горнице, где они были собраны все вместе, вероятнее всего, там же, где была совершена Тайная Вечеря, они услышали шум, как бы от несущегося сильного ветра, а потом увидели, как над каждым из них почивает язык пламени. 

И они вдруг получили возможность проповедовать слово о Христе так,что это слово стало понятно многим паломникам, которые прибыли в этот день в Иерусалим из разных стран. И все эти люди, слышавшие апостолов, удивлялись: «Как мы, живущие на Кипре, в Аравии, в Памфилии и других странах слышим их говорящих нашими языками о величии Божием?» Так описывается Пятидесятница в сегодняшнем апостольском чтении. А если мы прочитаем немножко дальше, то увидим, что апостол Пётр произносит в этот день свою первую проповедь, обращаясь бесстрашно, открыто, вероятнее всего, где-то на площади, ко всем паломникам, которые прибыли в этот день в Иерусалим. И вот, апостол Пëтр проповедует всем о Христе, и эта первая проповедь привлекла для Церкви более трёх тысяч человек уверовавших. И это была только первая проповедь в первый день апостольского служения, первый день Церкви. Впереди — долгие годы благовестнических трудов, страдания за веру, гонения. 

Они, апостолы, пронесут Слово Божие по всем городам Римской империи и за её пределами. Слово о Христе прозвучит не только в Иерусалиме, но и в Риме, и в варварских странах. И всюду, где побывают апостолы, возникнут общины, в которых будут совершаться Таинства, в которых будет проповедоваться та же самая вера во Христа Воскресшего, благовестие о том, что по имени Его мы получаем прощение грехов, по вере в Него мы усыновляемся Отцу и возрождаемся к жизни вечной. Эта проповедь о любви Божией до сих пор звучит в Церкви. Почему Церковь и называется апостольской, как мы поем в Символе Веры: «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Она основана апостолами, она хранит апостольское учение до сего дня, она же и продолжает их дело. Каждое поколение христиан в каждой стране, в каждых новых обстоятельствах продолжает эту проповедь, это служение. И продолжает действовать Дух Святой, Утешитель, Который с тех пор пребывает с Церковью и будет пребывать и вдохновлять её до конца времён.

Явление Духа Святого описано, как дыхание бурного ветра и как языки пламени, которые почивали на апостолах, и это не случайный образ, а прямая отсылка к Ветхому Завету. Потому что уже в Ветхом Завете Святой Дух сравнивается с ветром. Господь явился пророку Илие в «гласе хлада тонка», то есть тихого, ласкового ветра, утешая этого грозного пророка, вразумляя его о том, что Господь хочет милости и спасения всем людям, всему Своему созданию. Но и в самом начале Священного Писания говорится о том, что «в начале сотворил Бог небо и землю земля же была безвидная пуста и Дух Божий носился над водою» (Быт 1.2). «Носился над водою» — здесь опять перед нами образ ветра, творческого веяния, которое преобразует первозданное первовещество для того, чтобы из него возникло всё многообразие мира, всего сущего, возникла жизнь, и в конце концов, появился человек.

И здесь неслучайная параллель — Дух Божий появляется как ветер, и с апостолами происходит изменение. Раньше это были ученики, которые заблуждались, делили первые места в будущем царстве, думая, что это будет земное царство Мессии-Царя, разбежались после ареста Христа, и один стал предателем, а другой отрёкся. Эти ученики прятались за дверями затворенными из страха перед иудеями, но сейчас мы видим совсем других людей. Это — новое творение, это — Церковь, это — бесстрашные проповедники истины. Господь их преобразил, как преображает и каждого человека, приходящего к Нему. И мы тоже приходим в Церковь, когда крестимся, принимаем Таинство Миропомазания и другие Таинства, когда получаем дары Духа Святого. И в нашей жизни присутствует Господь, нужно лишь только дать Ему возможность действовать. Один из знаменитых проповедников сравнил наше послушание Богу с парусом, который наполняется ветром. И мы, чтобы прийти к заветной пристани, должны наполниться этим ветром Божиим, и Господь нас управит к Царствию Своему. Мы должны довериться Ему, чтобы Он управил нас ко спасению. Ведь единственное препятствие для спасения человека — это выбор самого человека. Если мы не захотим, Господь не сможет нас насильно спасти.

Другой образ этой истории, языки пламени, это другая параллель. В праздник ветхозаветной Пятидесятницы вспоминалось дарование Закона после Исхода из земли Египетской, после освобождения от рабства. И на пятидесятый день на горе Синайской было заключение Завета с Богом. Теперь это не просто толпа племён, вчерашних рабов, отныне это народ Божий. Это было рождение народа, который Господь избрал для того, чтобы он исполнил в истории возложенную только на него уникальную миссию. Потому что в этом народе явился Мессия, Спаситель Мира для того, чтобы сделать спасение уже достоянием каждого человека, всего мира. И вот, когда Моисей спускался с горы, то никто не мог смотреть на его лицо, потому что оно так сияло, что он даже покрыл голову, чтобы люди могли с ним разговаривать. Вот эти языки пламени над апостолами — как раз свидетельство о том же самом. И двенадцать — это символическое число. В Ветхом Завете было двенадцать патриархов, родоначальников народа Израильского, а двенадцать апостолов — это новый Израиль, начало Церкви, начало Нового Завета и новое творение. Новый Завет и новый Закон.

И наконец, важное противопоставление — это история с вавилонским столпотворением. Тогда гордыня человеческая, замысел восстать против Бога, стали причиной того, что Господь смешал языки, люди перестали друг друга понимать и разделились. Эта история говорит не только о появлении разных народов, она ещё и о том, что какие-то средостения и пропасти выросли не только между Богом и человеком, но и между самими людьми, и они отдалились друг от друга. И в день Пятидесятницы происходит обратное — в древности языки были смешаны, а здесь апостолы проповедуют так, что все их понимают. Господь собирает все народы, всех Своих чад в Церковь, которая есть начало Его Царства. И теперь мы не раздроблены, хотя и продолжаем оставаться русскими, украинцами, казахами, евреями и так далее, но мы все без изъяна любимы Богом. Мы все — Церковь, мы, принявшие Христа, последовавшие за Ним, называющие себя православными. Господь никого не отвергает, Он каждого любит и ради каждого человека и ради каждого народа пришёл в этот мир для спасения.

Ещё одно название этого праздника — Троица — это чисто русская традиция. Потому что освящать храмы и монастыри в честь Святой Троицы, это русская практика. Она восходит к преподобному Сергию Радонежскому, который жил в тяжёлое время разрозненности, монголо-татарского ига, упадка политического, морального, и духовного. Но он и другие подвижники, люди, преданные Богу и любящие ближних своих, стали той закваской, которая преобразила не только души самих этих людей, но и ситуацию того времени. Они стали предвестниками будущего освобождения страны, будущего собирания земель Русских, объединения всех удельных княжеств в единую страну, в единый народ. Вспомним завет преподобного Сергия — «Воззрением на Святую Троицу препобеждается страх ненавистной розни мира сего». Это было важным и тогда, в эпоху раздробленности, в эпоху военного противостояния страшной Орде, это важно и сейчас.

Сегодня мы прославляем Святую Троицу, потому что вся Троица совершает наше спасение. Не только Сын, не только Господь Иисус Христос, но дело нашего спасения — это дело всей Святой Троицы. Как раскрывает своë учение об этом Церковь, наше спасение совершается изволением Отца, через крестные страдания и искупительный подвиг Сына, в пришествии и освятительном действии Святого Духа. И поэтому мы всей Святой Троице воздаём честь и поклонение. И всей Святой Троице мы сегодня возносим за весь мир молитвы, в которых нет ни слов осуждения, ни слов ненависти, от которых мы все так устаём сегодня. Напротив, мы научаемся любви, мы молимся за всю Церковь, за всех живых и за всех усопших, за всех от века живших и живущих православных христианах. И в этих молитвах сквозит светлая надежда, что Господь может спасти каждого. В этих молитвах есть удивительные места, особенно там, где возносятся прошения об упокоении — там есть даже прошение «о иже во аде держимых». В этих словах сквозит надежда, что Господь и там проявит Свою любовь, что Он способен явить Свой свет, показать восход, как было сказано в молитве, возвести от этого ада преисподнейшего.

Такая светлая надежда характерна для этого праздника, как и вообще для Православной Церкви, в целом. Мы вверяем себя милости Божией и любви Божией, и верим, что Господь всё соделал ради нашего спасения. Он призвал нас из небытия в бытие, но, что важнее, Он показал нам и жизнь вечную. Господь наш, Святая Троица, Отец, Сын и Дух Святой спасает нас, и от нас с вами зависит примем ли мы в любви и благодарении этот бесценный дар, будем ли мы учиться у нашего Господа Его любви, Его святости, Его свету. Или же мы, называя себя православными, будем копить в сердцах эгоизм, непрощение и превозношение. От такой псевдоверы не будет никакой пользы. Если человек называет себя христианином и при этом способен ненавидеть кого бы то ни было, культивировать ненависть, то это — антихристианство.

Но будем помнить о том, что Господь наш есть Бог любви, и стараться в своей жизни быть Его помощниками, Его соработниками, Его светом, Его руками. Быть Церковью значит быть Его присутствием в этом мире, ведь все мы — тело Христово. Будем стараться жить так, чтобы не только наша жизнь освящалась Духом Божиим, но чтобы и жизнь людей, которые рядом с нами, изменялась к лучшему, чтобы они видели свет, тепло, прощение в наших словах, в наших глазах и в наших поступках. Это то, к чему мы все призваны. И пусть Господь каждого из нас управит, даст силы и приведёт к заветной цели, наполняя, как Ветер, наш парус, и мы через любовь и единение спасёмся. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее