Если мы решим, что заниматься с детьми Законом Божиим для нас важно, время отыщется. Вот так пост и окажется особым учебным временем для всей семьи.
Идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…
(Мф. 28, 19)
Петров пост, или, иначе, апостольский пост – самое время, чтобы вспомнить об апостолах. О служении апостольском. И вроде бы апостольское служение, миссионерство – это что-то такое далекое, высокое и несколько экзотическое. Но вот что интересно: в православном учении эти темы имеют самое непосредственное отношение к самым простым и, наверное, в наше время обычно занятым людям – к родителям.
«Семья, дети – малое словесное стадо, которое дается человеку для апостольского служения, для проповеди Христовой. Домашний апостолат всегда был неотъемлемым от жизни Церкви; без него нет и самой домашней Церкви», – писал профессор, отец шестерых детей, священник Глеб Каледа в своей удивительной книге «Домашняя Церковь». Вот об этой уникальной родительской миссии нам и напоминает наступление апостольского поста.
Оказывается, чтобы проповедовать, необязательно выходить на улицы, вооружившись брошюрами и цитатами. И чтобы «научить народы», не обязательно «все бросить» и куда-то далеко ехать. Достаточно прийти к себе домой. Ведь наши дети и есть те самые народы, не просвещенные словом Божиим, которым мы, родители, должны проповедовать Евангелие Царствия. Такой жребий нам пал, как когда-то апостолам – просветить этот народ. А узнать, что жребий действительно выпал, очень быстро и точно позволяют современные технологии: положительный тест на беременность – это и есть жребий.
Но чуть тронешь эту тему – и сразу вопросы, сразу проблемы. Первым делом обычно такие:
- Кто сказал, что именно родители должны учить детей вере? Учить детей необязательно: достаточно им хороший пример в жизни показывать.
- Зачем родителям учить своих детей Закону Божию, когда на это есть священники и воскресные школы?
- Когда же нам, бедным, всем этим учением детей заниматься, когда и так ни на что времени не хватает?
И это вопросы, конечно, не праздные и не простые. И явно стоят того, чтобы с ними разобраться. А апостольский пост – самое актуальное время, чтобы подумать над такими «апостольскими» темами.
1. Кто сказал, что родители должны учить вере своих детей?
Учить вере – учить и словом, и жизнью. Учить детей вере – в первую очередь показывать им пример. Самим быть верующими и верными Богу. «Голое» слово, не подкрепленное жизнью, не просто дает мало эффекта, а почти не работает. Может случиться чудо, ведь даже у фарисеев и книжников можно научиться – если слова их слушать, по делам же не поступать (ср. Мф. 23, 3). Но чаще всего, когда на языке у нас одно, а на деле мы живем противоположным, то почти гарантированно мы вырастим лукавых и изворотливых лицемеров. После такого «образования» дети вырастают либо непробиваемыми фарисеями, либо «сытыми по горло религиозным образованием» богоборцами. Это подтверждает история, это подтверждает опыт выпускников самых разных учебных заведений с «Законом Божиим» в сетке расписания.
Слово должно подкрепляться жизнью. Слово должно пронизывать жизнь самого учителя. Слово должно быть не просто «учебным предметом». Чтобы слово «заработало», оно должно выстроить всю среду жизни ребенка, должно создать образовательное пространство, которое само будет незаметно, органично формировать личность и ребенка, и самого учителя.
Здесь вырисовываются две крайности. Первая – учить только словом, как будто этого достаточно. Вторая же – объявить, что слово не нужно вообще, обучать детей «теории» веры не нужно, и задача родителей – только «хороший пример показывать». Но христианское учение о воспитании детей, практика жизни христианских семей говорит о том, что должно быть и то и другое. Как в служении апостола, как в служении священника, так и в служении родителя: и дело, и слово.
Начинается все со Священного Писания: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4), в славянском переводе – «но воспитывайте их в наказании и учении Господни». К этой родительской заповеди обращались многие отцы Церкви. Святитель Иоанн Златоуст объясняет эти слова апостола, в частности, как необходимость изучать с детьми Священное Писание[1]. С апостольских времен это – роль родителей в Церкви, функция родителей в христианской общине: учить детей, учить подрастающих христиан вере. Подрастут – перейдут «в руки» катехизаторов и священников. Перейдут в другую школу, общую школу для всех христиан – в Церковь. А пока христиане малы возрастом, они учатся в школе-семье у учителей-родителей.
Так святые родители растили своих святых детей. Например, будущего вселенского учителя и святителя Василия Великого учил «благочестию» его отец[2]. А его сестру, святую Макрину, также учила Священному Писанию мать этого семейства. Об этом сказано в житии Макрины, написанном… еще одним ребенком из этой семьи, святителем Григорием Нисским. В этой семье оба родителя, Василий и Эммелия, учили своих детей вере. Учили словом и делом. Это буквально «формула образования» из текста, написанного святителем Григорием Богословом. Этот отец Церкви, описывая детство своего друга, Василия Великого, говорит: Под «руководством отца… чудный Василий обучается делу и слову (βίον και λόγον), которые вместе в нем возрастают и содействуют друг другу»[3]. Результаты подобной педагогической деятельности нам известны: в этой семье выросло пятеро прославленных Церковью святых, великих святых нашей Церкви.
Позже старший сын этого семейства, Василий, в Нравственных правилах обратил заповедь апостола не только к отцу, но к обоим родителям: «Родители должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем» (правило 76).
Не всегда, не все родители были согласны быть такими учителями в своих семьях. Пытались переложить эту обязанность на плечи Церкви. Но святые отцы снова и снова напоминали родителям: родили – значит, воспитывайте и учите. Сами учитесь в Церкви, считаете себя христианами – учите своих детей вере. Особенно много на эти темы говорил великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Он внушал: «вы все возлагаете на нас <священников>, тогда как только бы вам надлежало учиться у нас, а женам вашим у вас, детям тоже у вас; напротив, вы все оставляете нам»[4].
Ходим в храм, молимся, проповеди слушаем – значит, уже можем, уже должны стать учителями своих детей: «По выходе из церкви… пришедши домой, надобно… сейчас же взять книгу, и вместе с женою и детьми привести на память, что было говорено <в церкви>; потом уже приступать к делам житейским», – говорит все тот же святитель Иоанн Златоуст[5]. Часто он повторял эту идею после многих проповедей. Скажет какое-нибудь слово-гомилию в храме – и призывает: иди домой, учи этому самому своих детей. Так и сделаешь свой дом Церковью. Так дом твой станет Небом…
Родитель-христианин – он не только родитель. Он еще и учитель. Обязательно учитель. А еще и руководитель, и попечитель-заботник, и наставник. И образовывать, и, как музыкальный инструмент, настраивать ребенка должен. Это Иоанн Златоуст перечисляет такие роли: «Не поселил ли Я, – скажет Бог, — сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настроивать повелел Я»[6].
Обязательно учить детей и личным примером, и всей жизнью воспитывать детей. Без учения жизнью голое учение не работает. Но это самое учение детей родительским словом – вещь в нашей Церкви обязательная. Святитель Иоанн Златоуст не устает повторять: говори, наставляй, учи сына Писаниям Божественным[7]. Так что учить своих детей вере, Писанию – неотъемлемая часть христианской заботы о ребенке. Часть, всего лишь часть. Но часть неотъемлемая.
2. Зачем родителям учить своих детей Закону Божию,
когда на это есть священники и воскресные школы?
Вполне логичный и актуальный вопрос. Может, времена изменились, и теперь, когда у нас, слава Богу, есть возможность отдавать детей в прекрасные воскресные школы, когда чудесные батюшки готовы учить наших детей, можно отправить в архив эти неудобные вопросы родительского учительства?
Закон Божий в учебных заведениях для детей начали преподавать не сегодня. И в XIX веке преподавали этот предмет по прекрасно разработанным методикам. И в начале XX века преподавали – блестяще образованные священники, обычно протоиереи, обычно – лучшие. Будущие новомученики. Но уже тогда эти же самые священники, преподаватели Закона Божия, говорили о том, что все это школьное обучение никак не снимает с родителей обязанность учить своих детей вере. Когда родители полагались исключительно на школу, а сами детей не учили, тогда обучение Закону Божию не «срабатывало». Как не сработало по отношению ко многим будущим безбожникам и революционерам. Почему? Механизмов тут может быть много.
Но вот что интересно: будущие новомученики и призывали родителей учить своих детей вере, и сами занимались подобными уроками в своих семьях. Конечно, огромную роль в их семьях играл тот самый личный пример, вообще, образовательное пространство таких семей в целом. Но это образовательное пространство «благочестивой семьи» создается в том числе и вот этим моментом: родители воспринимают самих себя в качестве учителей своих детей. Родители строят свой дом как школу, где их дети не только живут, спят и едят, но и учатся.
Я уже рассказывала о том, как об этом обо всем говорил святой новомученик Иоанн Артоболевский[8]. Как он сам учил дома своих детей Библии, Священному Писанию – несмотря на то, что его дети получали все эти знания в гимназии. Мы знаем о том, что и в Царской Семье венценосные родители принимали самое активное участие не только в воспитании, не только в организации обучения своих детей, но и собственно в обучении. В заключении, когда царственные дети были лишены возможности продолжать обучение, святые родители сами учили своих детей – в том числе именно Закону Божию.
О том, что именно родительское это дело – учить детей Закону Божию, говорил также новомученик, митрополит Киевский и Галицкий Владимир:
«Некоторые родители, искренно сознавая свою обязанность воспитывать детей в благочестии и страхе Божием… полагают, что с поступлением их в школу эта обязанность их прекращается или, вернее, переходит на школьных учителей и законоучителей. Когда дети отданы в школу, всякие религиозные наставления и упражнения должны быть предоставлены воспитателям школы, родители уже свободны от этого, им не остается ничего более, как только требовать, чтобы школьные законоучители вели это дело как следует и в конце концов сделали их детей благочестивыми и благоговейными. Нет, благочестивые слушатели, напротив! Родители с законоучителями должны идти рука об руку и в религиозном обучении, и в руководстве к благочестивой жизни, даже более: они должны вести это дело, законоучители же и учителя им только помогают»[9].
Сто лет уже прошло. Но и сейчас мы, родители, снова задаемся вопросом: зачем нам самим учить детей, зачем мучиться, когда прекрасные специалисты-богословы могут все это сделать гораздо лучше нас? Почему бы нам просто не отдать своих детей в какое-нибудь хорошее и правильное учебное заведение, где специалисты с соответствующим опытом и образованием будут учить наших детей? Разве не для этого, собственно, и создаются специальные учреждения религиозного образования детей? Пусть наших детей учат дипломированные педагоги с богословским образованием. И священники. Ведь это будет лучше всего, разве не так?
Но эти самые «хорошие преподаватели» и священники уже давно бьют тревогу:
«На самом деле, что такое воскресная школа? Воскресная школа – это дополнение к домашнему образованию. Только так», – напоминает таким родителям священник Павел Гумеров[10].
А священник, многодетный отец и преподаватель воскресной школы, протоиерей Феодор Бородин в своей новой книжке «Как вырастить счастливого ребенка» (замечательная книжка, светлая и очень реалистичная), тоже пишет о том же самом:
«Вере нужно учить. В наших семьях традиция обучения вере практически полностью прервана; есть несколько известных потомственных священнических семей, опыт которых мы все изучаем, – Соколовы, Правдолюбовы, Кречетовы. У них с дореволюционных времен сохранилась преемственность в воспитательной практике, в обучении православной вере. А у нас нет. Мы сами в свое время пришли к вере, открыли ее для себя каждый по-своему, и нам кажется, что ребенок естественно будет в ней возрастать. Но на самом деле его надо учить… У нас получается странная ситуация: поскольку родители с нами в детстве о вере не говорили, мы стесняемся об этом говорить с детьми. Рассчитываем на воскресную школу <…> Обязательно надо с детьми изучать Священное Писание, говорить о заповедях <…> И не только надо читать и обсуждать, а еще и постоянно возвращаться к этому»[11].
Так что времена меняются, а заветы Церкви остаются все те же. Потому что Церковь у нас одна и та же – она вообще у нас одна, соборная и апостольская, со дня Ее рождения в день сошествия Святого Духа и по сей день.
3. Когда же нам, бедным, всем этим учением детей заниматься,
если и так ни на что времени не хватает?
Ничего трудного и особо подвижнического в таком семейном обучении вере нет. В каждой семье все это выстраивается по-разному, конечно. Тут я согласна с отцом Феодором Бородиным: здорово помогает пример тех семей, которые в советское время не потеряли этой преемственности, этой традиции выстраивать свой дом как место истинного образования детей. Хорошо помогает книжка, о которой я говорила, – труд отца Глеба Каледы «Домашняя Церковь». Книга переиздавалась не раз, и в сети тоже она есть. Нестрашно, что мы так, по книжкам – здесь стоит только начать, реальная практика тут же начнет врастать, вживаться в самую сущность нашей семьи. Все само заработает. Достаточно впустить в свой дом эту идею: что дети – наши ученики. И что, как говорил отец Глеб Каледа, богатство веры мы должны передавать своим детям. Конечно, здесь есть и нюансы. Чем раньше – тем лучше, тем органичнее все это учение встроится в наш дом. Чем младше дети, тем легче они все это воспримут. Чем больше мы общаемся со своими детьми, чем ближе мы с ними общаемся, чем крепче привязанность наша друг к другу – тем все это проще и явно эффективнее.
Просто начать, прямо сейчас. Посты, тем более наступивший Петров пост, – самое естественное время для такого начала. Пауза в ритме жизни церковного года. Пауза на тему «остановись, подумай, посвяти время по-настоящему нужным вещам». Тем более что этот пост – апостольский. Напоминание: родительское служение – служение апостольское.
Петров пост – особенно удобное время для таких дел. Школьные занятия ко времени начала этого поста обычно уже заканчиваются. А если что-то и остается, то это уже несравненно легче и свободнее, чем обычная школьная жизнь современного ребенка. Так что Петров пост может стать возможностью позаниматься с детьми «истинным образованием».
Можно запланировать на пост какую-то небольшую тему. Никогда ничего не изучали? Открываем детскую Библию. Читаем с самого начала первый текст. Утром, после завтрака: ведь никто не бежит в школу. Или прямо во время обеда. А на ночь, после общей молитвы, прочитать все то же самое, но прямо по тексту самой Библии. Так за день можно «пройти» запросто тему.
Или открыть учебник Закона Божия. Не зря эта книга озаглавлена «для чтения В СЕМЬЕ и в школе». Открываем оглавление. Ничего не знаем ни мы, ни наши дети? Так это самый лучший повод начать. Прямо сейчас, прямо сегодня. Берем одну тему и определяем ее как тему этого поста. Например, устройство храма. Причем будем приходить в храм, будем вместе узнавать эти изученные дома вещи. Выберем в качестве темы литургию – и весь пост, бывая на службе, будем вживую узнавать то, что уже узнали об этом главном богослужении.
Или еще вариант: возьмем книгу Деяний апостольских. Пост длинный, успеем прочитать за пост потихоньку ее всю. По полглавы, по сюжету за подход. Логичный выбор: как раз к празднику Петра и Павла все дочитаем, и 12 июля вместе в храме встретим день этих самых апостолов, про которых весь пост читали. Проповедь священника послушаем – и все на эту же тему. Закрепление пройденного получится. Учились дома – закрепили в храме.
На все это уходит минут по десять за день. Может, десять минут днем и еще десять минут вечером. А если будем использовать иллюстрации, подбирать в Интернете обучающее видео, будем «закреплять» полученные знания прямо в храме, то, конечно, времени уйдет побольше. Может, если совсем времени нет, не каждый день будем заниматься, а, например, только каждую среду и пятницу. Или даже вообще раз в неделю: в субботу утром, когда папа – если он не священник – целый день дома. Раз в неделю-то у самых страшно занятых родителей найдутся эти 10–20 минут.
Выкроить время можно всегда. Даже папе, который работает на нескольких работах. Даже маме, беременно-кормящей и при этом многодетной. И даже при этом работающей… Как? Было бы желание.
Вот такой вариант освобождения времени. Выделить день недели, в который вообще не заходить ни в ВКонтакте, ни в Фейсбук, ни во что другое подобное. Время сразу освободится – десять минут так точно, а то и целый час. Еще больше времени освобождается, если на захождение в соцсети выделить особый день недели. Скажем, четверг. И в другие дни не заглядывать туда. Это время как раз и можно потратить на занятия с родными детьми.
Или другой вариант освобождения времени, для супермам, которые «целыми днями стоят у плиты». Вместо того чтобы лепить вручную вареники на всю семью, купим готовые или просто сварим макароны. Точно полчаса лишних получим. Не жарить 40 минут постные котлеты, чтобы получилось по вкусу почти как мясные, а сварить гречку (она сама варится, особенно в мультиварке), подать с покупной кабачковой икрой и свежими огурцами (не нарезать их меленько в салатик, а разрезать на половинки). Не печь на полдник гору блинов, а дать к чаю покупные вафли. Раз в неделю-то можно маму-повариху превратить в маму-воспитательницу?..
Впрочем, есть такие мамы, и есть такие дети, которые и правда без первого-второго-третьего, обязательно домашнего, не могут обойтись… И тем не менее всегда можно что-то подвинуть. Много времени высасывает постоянно включенный телевизор: отвлекаешься на него сейчас на 5 минут, потом на 15 – за целый день больше часа может набежать. Вообще, все мы, читающие хоть какие-то статьи в Интернете – люди, у которых по определению есть свободные минуты, а то и часы.
Так что всегда вопрос в том, что для нас важнее, что вообще для нас важно. И если мы решим, что заниматься с детьми хоть чем-нибудь, и тем более заниматься с детьми Законом Божиим для нас важно, эта ценность – время – отыщется. А потом это время само встроится в ритм нашей жизни, станет частью нашей жизни – и все покатится дальше само собой, по накатанной дорожке. Все будет легко, когда появится такая привычка – заниматься дома с детьми. Как привычка накрывать на стол, как привычка ужинать всей семьей, как привычка мыть голову или гладить рубашку.
Будем ли мы заниматься каждый день или только раз в неделю – за пост мы сможем познакомиться, хотя бы в общих чертах, с какой-то конкретной темой. Вот так пост и окажется особым учебным временем для всей нашей семьи. Такими небольшими шажочками, реальными для каждой семьи, мы постепенно будем все ближе знакомиться с храмом и жизнью Церкви. Вместе. Начнем с простого, потом подтянется само собой, раз уж пошли по этому пути, сложное. Начнем с детской Библии – перейдем к самим текстам Священного Писания. Потом к святым отцам перейдем. Будем все больше читать, все чаще говорить об этом со знакомыми священниками, все чаще будем обращать внимание на подобные темы. Будем читать своим детям, ради детей – и сами, таким образом, будем читать. Каждый день, хотя бы ради детей, прочитывать Священное Писание, прочитывать что-то о вере нашей – так ведь мы и сами себя просвещать будем. Так и дом весь просветим. Так вот и становится дом особенным местом, тем самым уникальным образовательным пространством, особенной воспитывающей средой. И все это уже само собой будет происходить, естественно и органично.
Вот так в этот апостольский пост мы можем действительно выйти на проповедь. Сможем и правда проповедовать Евангелие Царствия маленькому народу – и детям своим, и себе самим заодно.
Анна Сапрыкина
[1] «Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господни. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним <…> заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний» Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XXI PG 62, 151; Полное Собрание Творений, Т. 11. Кн.1. С. 185.
[2] Сапрыкина Анна. Воспитание детей в семье Василия (старшего) и преподобной Эммелии, родителей святителя Василия Великого. http://pstgu.ru/download/1331712440.58-65.pdf
[3] Gregorius Nazianzenus. Funebris oratio in laudem Basilii Magni. Собрание творений, Т.1, С. 610. Слово 43.
[4] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Colossenses IX, PG 62,362; Полное Собрание Творений. Т. 11. Кн. 1, С. 432–433.
[5] Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, V, PG 57, 55; ПСТ 7,1,52.
[6] Иоанн Златоуст, свт. In illud: Vidua eligatur, PG 51, 327; Собрание поучений, 1993. С. 334
[7] Сапрыкина Анна. Когда начинать учить детей Закону Божию? // http://www.pravoslavie.ru/111828.html
[8] Сапрыкина Анна. Протоиерей Иоанн Артоболевский: новомученик, воспитавший советского академика // http://www.pravoslavie.ru/101112.html
Сапрыкина Анна. Родители и образование детей: опыт новомученика, воспитавшего советского академика // http://www.pravoslavie.ru/106091.html
[9] Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания.
[10] Гумеров Павел, священник. Воскресная школа – не только для детей // http://www.pravoslavie.ru/70639.html
[11] Сапрыкина Анна. Когда начинать учить детей Закону Божию? // http://www.pravoslavie.ru/111828.html
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: