«Путь святых Церкви нашей – это пример того, как Дух действует в разные времена, в разных обстоятельствах с разными людьми»

Проповедь епископа Арсения в праздник Рождества Крестителя Господня Иоанна и день памяти святых отроков Иоанна и Иакова Менюшских в церкви Святой Троицы деревни Менюша Шимского района.

«Всех вас, дорогие братья и сестры, местные жители, а также паломники, сердечно поздравляю с праздником. Сегодня вся Православная Церковь совершает память одного из величайших святых — Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Также сегодня в Новгородской епархии почитаются святые отроки Иаков и Иоанн Менюшские, гробница которых находится в крипте этого храма.

Иоанн Предтеча, рождество которого мы сегодня отмечаем, был последним пророком Ветхого Завета и первым мучеником Завета Нового. Он был близким по крови Спасителю, так как его мать Елизавета была родственницей Марии, Пресвятой Богородицы. Но важнее всего то, что он стал тем, о котором ещё за восемь веков пророчествовал Исаия пророк, говоря: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3). И вот, с рождества Предтечи, то есть того, кто предшествует Спасителю, начинает свою новозаветную историю евангелист Лука. Сегодня на Литургии мы читали отрывок из его Евангелия, и слышали, как в благодарственной песни, которую вознёс к Богу его отец, священник Захария, уже говорится о спасении, которое приблизилось для этого народа и для всего мира. Это «Песнь Захарии», которая начинается словами: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк. 1:68). Далее он, сам будучи пророком, возвещает, что его родившийся сын тоже будет пророком: «И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего» (Лк. 1:76).

И действительно, все евангелисты в начале каждого из Евангелий говорят о том, что его, Предтечи, пророческий призыв к покаянию, стал подготовкой к проповеди Самого Спасителя мира. Когда пришел Христос, когда Он Сам крестился от Иоанна и когда Его проповедь стала звучать громче и убедительней, и многие люди пошли за Ним (даже некоторые ученики Иоанна Крестителя, такие как Андрей и Иоанн, будущие апостолы), пророк Иоанн сказал о себе, что он «друг Жениха», которому надлежит радоваться. Он тот, кто подготовил пришествие Спасителя, исполнил свою миссию, и кто должен остаться в тени, потому что начинается нечто новое, начинается спасение, начинается основание Церкви, Глава которой будет Сам Христос начинается всемирная проповедь Евангелия.
Теперь начинается всемирная проповедь Евангелия, проповедь любви Божией, начинается излияние Духа Святого. И в этом излиянии Духа Святого, сначала на апостолов, а потом на многих и многих последовавших за ними, на всех нас, принявших таинство Миропомазания, вступивших через Крещение в Церковь, причащающихся Тела и Крови Христовых, через это излияние Духа Святого на всех верных Христу созидается христианская святость.

Недавно мы вспоминали Соборы святых Вселенской Церкви, святых Русской Церкви, прошлое воскресенье было посвящено всем святым Новгородским, а сегодня мы совершаем сугубое празднество в честь новгородских святых праведных отроков Иакова и Иоанна. Множество святых было в истории, и это только известных нам, а сколько ещё было неизвестных! И это всё — явление того же Самого Духа Святого, Который совершает наше спасение в Церкви. Благодаря Спасителю, благодаря Его крестной жертве, Его Воскресению совершается спасение всего мира, а спасение каждого из нас в отдельности совершается уже Духом Святым. И путь святых Церкви нашей – это пример того, как Дух действует в разные времена, в разных обстоятельствах с разными людьми, которые принадлежали всем сословиям, всем поколениям, всем возрастным группам, в часто непохожих обстоятельствах, совершается наше спасение. И одни святые, такие как Предтеча, известны всему христианскому миру, всей Вселенской Церкви, почитаются везде, а другие святые, как праведные отроки Иаков и Иоанн, известны менее, они почитаются местно. Но и те, и другие – это знамение того, что дело Христово живёт, что наше спасение совершается в истории.

И это также призыв к каждому из нас не оставаться безучастными, не оставаться в стороне. Да, это путь для избранных, но избранные – это все те, кто уже крещён, кто пришёл в Церковь, кто уверовал во Христа. Церковь называется «народом святым», народом избранным, потому что Господь нас избрал. Он призвал нас к вере в Него, к жизни вечной. И нам следует идти по этому пути с благодарением, с любовью к Богу, со смирением. Путь ко спасению – это путь тернистый, путь узкий, и святые это те, кто прошли этот путь. Они наши наставники, они призывают нас, они укрепляют нас на этом пути и молятся за нас. Давайте никогда не будем забывать об этом, молясь святым и испрашивая у них милости, испрашивая у них помощи, и ведь эта помощь всегда приходит тем, кто с верой обращается ко святым. Они не замедлят ответить, но как и молитвы, обращённые к Богу, имеют свойства исполняться порой не так, как мы это представляем. Потому что Господь видит нашу истинную пользу, наше истинное благо, а мы иногда копошимся в суете и молимся о суете, не представляя того, что нам действительно нужно и полезно. Но в ответ на нашу сердечную молитву Господь подаёт нам наше истинное благо, то, что нам действительно нужно, то, что нас будет вести ко спасению. И будем не просто обращаться, не просто пользоваться их предстательством о нас, но будем стараться жить по заповедям Божиим, как жили они, как они наставляют нас своим примером, своим житием и своей молитвой. Будем достойны их памяти, как и достойны звания христианина. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее