«Будем стараться думать больше о Христе, явившемся в этом мире ради нашего спасения. Будем стараться думать и о ближних, которых нужно согреть своей любовью, своим вниманием, своим милосердием»

25 декабря. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец.

«Сегодняшний воскресный день, один из двух, предшествующих празднику Рождества Христова, называется в богослужебном уставе Неделей праотец. А следующее воскресенье, которое будет в этом году 1 января, это Неделя святых отец. В Неделю святых отец Церковь вспоминает предков Христа по плоти, которые промыслом Божиим стали той отраслью рода человеческого, в котором родился по плоти Спаситель мира. А сегодня в Неделю праотец мы вспоминаем память всех ветхозаветных праведников, начиная от Адама, таких как Авраам, пророки, три отрока и пророк Даниил в Вавилоне и т. д. Среди них тоже были предки Христа по плоти. Таким образом, Церковь нас постепенно готовит к встрече этого светлого и радостного дня, постепенно вводя нас в тему праздника Рождества Христова, позволяя нам задуматься о том, как Господь вошёл в человеческую историю, вошёл в человеческий мир. Задуматься о том, как Он стал одним из нас, стал Тем, у Кого есть человеческая семья — и в узком смысле слова, и в широком смысле, потому что, став единосущным нам по человечеству, Он стал близким каждому человеку, Он всех нас сделал Своими близкими, сродниками.

В сегодняшнем апостольском чтении, почти в преддверии Рождества, говорится: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 4). Так знаменательно, что эти слова звучат сегодня, потому что один из смыслов Рождественского поста, согласно древнему преданию Церкви, это ещё и ожидание Его возвращения, Его второго пришествия. Таким образом, празднование Рождества Христова соотносится также со встречей Господа не только в первом, но и во втором Его пришествии. К этому и относятся слова апостола Павла «Когда же явится Христос … тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 4). Но вот в контексте Рождественского поста мы говорим, конечно, о подготовке духовной, молитвенной, сердечной подготовке к встрече праздника Рождества Христова, к которому Церковь нас приглашает прийти подготовившимися, очистившимися. Чему и служит весь этот подготовительный период, в течение которого мы пытаемся воздерживаться от всяких излишеств в пище и в питии.

Но, конечно, не только в этом заключается пост. И вот, может быть, сегодня стоит ещё раз задуматься о смысле как вообще этого подготовительного периода, так и тех последних дней, которые нам предстоит провести в преддверии этого великого праздника. Как лучше себя подготовить? Что можно ещё успеть сделать? Помимо всех известных предписаний о посте, следует обратить внимание на его духовное составляющее. Прежде всего, пост – это время сугубого покаяния и молитвы. Если мы редко исповедуемся, то в посту нужно один-два раза, несколько раз обязательно обратить на это внимание. Если мы редко молимся дома, не находим в себе силы, чтобы предстать перед Богом, то надо найти такие силы для домашней молитвы, меньше пропускать церковные богослужения, в том числе и вечерние праздничные богослужения. Что касается отношения к нашим близким, конечно, пост это не время, которое мы должны посвятить только самим себе – вот только есть я и Бог и всё, больше никто и ничто меня не касается. Это в корне неправильное отношение к посту. Напротив, с первых веков Церковь вкладывала то представление о христианском посте, что помимо личной аскезы он является ещё и помощью неимущим. Пост это время, когда древние христиане реально ограничивали себя в средствах и в пище для того, чтобы этими средствами, этой пищей поделиться с неимущими, с теми, кому не хватает. Верующие не больше потребляли разнообразной или определенного качества пищи, но они меньше вкушали для того, чтобы поделиться с теми, у кого её вообще нет. Таким образом, эта благотворительность, социальное направление – это тоже важное измерение поста. У каждого из нас есть люди близкие, знакомые, может это сосед или просто близкий человек, который нуждается, который может быть не решится попросить о помощи. Сама жизнь предлагает нам ежедневно большое количество способов проявить своё христианское милосердие, помочь близким, помочь людям, нуждающимся в этом. И для них это будет каким-то лучом света, да и для каждого из нас, кто это делает. Люди, духовно опытные, знают, что делание добра и самого человека окрыляет, вдохновляет, сподвигает дальше идти по пути веры более уверенно и более твёрдо. И, если задуматься, это и есть тот дар, который мы можем принести для Бога, Который ни в чем не нуждается, но принимает ту жертву, о которой Он Сам сказал, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Наконец, если говорить уже более предметно о предстоящих днях, в том числе о праздновании Нового года, то, конечно, для христиан это всегда большой вопрос, большое искушение, и люди начинают переживать на этот счёт. Некоторые не могут отказать себе в праздновании Нового года, и потом всё равно считают, что нужно в этом каяться. Вообще, Новолетие это древний религиозный, а в нашей традиции – это христианский праздник. Раньше Новолетие праздновалось первого сентября. И в библейской традиции с этим празднованием было связано воспоминание о сотворении Богом мира, и возносились прошение о том, чтобы Господь обновил и нашу жизнь, как бы сотворил заново и сожелал её чистой, новой. Христианское же празднование Нового года идёт в связке с праздником Рождества Христова. Это как раз воспоминание о той новой эпохе, о Новом Завете, который начинается с пришествием в мир Спасителя. «Наша эра» в советское время говорили так, чтобы не говорить «по Рождестве Христовом». Но о это действительно наша, действительно новая эра – Новый Завет. С пришествием в мир Спасителя начинается новая эпоха людей искупленных, усыновлённых Богу, спасающихся милостью Божией во Христе. Поэтому не следует говорить о том, что праздник Нового года не христианский и что он не имеет отношения к нашей церковной жизни.

Как соотнести празднование с предписаниями о посте? Вот здесь, конечно, есть сложности, но для православного человека, прежде всего, как мне кажется, нужно проявлять любовь к ближним, к близким, прежде всего, которые не поймут, если человек отгородится, скажет: «я православный христианин, вы сами празднуйте что хотите, а я буду поститься». Ничто не заставляет нас объедаться, ничто не заставляет нас употреблять спиртное сверх меры или пить вообще. Можно спокойно, по-христиански разделить праздник со всеми своими ближними, пораньше лечь спать, ничего здесь не будет антихристианского или антицерковного. Хорошо будет это сопроводить молитвой о наступлении Нового года. Она есть в некоторых молитвословах, и у нас после Всенощного бдения в следующую субботу вечером будет совершаться новогодний молебен.

Периоды постов, предшествующие великим праздникам, делают нас более собранными, они нас мобилизуют для больших усилий, большего усердия в отношении и к своей христианской жизни, и в отношении заповеди о любви к ближним, в отношении молитвы, покаяния и прочих христианских дел. И в течение этих наступающих дней будем стараться думать больше о Христе, явившемся в этом мире ради нашего спасения. Будем стараться думать и о ближних, которых нужно согреть своей любовью, своим вниманием, своим милосердием. Пусть слова апостола Павла нас коснуться, будут соотноситься с жизнью каждого из нас. Будем жить не только эти дни, но постараемся жить каждый день нашей жизни в свете этих слов: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 4). Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее