«Пусть слово Господа будет нашим твёрдым ориентиром, с помощью которого мы сможем найти верный путь к спасительной гавани — к Царствию Божию»

19 февраля. Проповедь епископа Арсения в Неделю о Страшном Суде, в Троицкой церкви Старой Руссы.

«Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, а также передаю вам приветствие и благословение митрополита Льва. Мы с вами продолжаем находиться в свете праздника Сретения Господня, потому что этот праздник, как и все великие двунадесятые праздники, празднуется несколько дней. И в эти дни Церковь вспоминает то событие, которое лежит в основе этого церковного празднования — встречу младенца Христа и старца Симеона в Иерусалимском храме, откуда и происходит название праздника. Этот праздник продолжает также тематику рождественско-богоявленских дней, потому что мы благодарим Бога за Его явление в этот мир ради нашего спасения.

Он стал одним из нас, Он стал человеком для того, чтобы нас привести к Отцу Своему, принял человеческую природу для того, чтобы мы, как пишет апостол Пётр в своем послании, стали причастниками божественной природы (См. 2 Пет. 1:4). Все мы слышали бессмертные слова Афанасия Великого, святого отца IV века: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Событие пришествия Бога в мир стало главным во всей мировой истории. И для каждого из нас в явлении Бога в этом мире в лице Человека Иисуса Христа открывается вечная жизнь, возвращение к Отцу, единство с Богом, которое начинается в этой жизни и продолжается в вечности. Это то главное, что мы вспоминаем в контексте этих праздников, таких как Рождество Христово, как Богоявление, Сретение, Пасха, конечно же — победа над смертью и торжество жизни.

В контексте праздника Сретения мы вспоминаем также и тот опыт, который лежит в основе духовной жизни каждого человека, который именует себя христианином, который, поверив в Бога, поверив Христу, встал на этот путь. Речь идёт об осознанном приходе к вере, в основе которого лежит какое-то религиозное переживание, труднообъяснимое человеческим языком, но каждый человек, который ощущал присутствие Божие в своей жизни более чем в буквальном смысле этого слова, знает, что его жизнь делиться на «до» и «после». До того, как он обрёл веру, до того, как он приобщился к Церкви, и на жизнь во Христе, на жизнь в Боге, которая протекает уже под покровом Православной Церкви, с участием в благодатных Таинствах, в церковных и домашних молитвах, в следовании, и это может быть главное, заповедям Христовым.

И вот ещё один смысл в контексте праздника Сретения обнажается сегодня в Неделю, которая называется Неделей о Страшном суде. То есть — воскресный день, а по-славянски «неделя», о Страшном суде, когда мы читаем на Литургии, в преддверии Великого поста, притчу о Страшном суде. Она по-новому заставляет нас осмыслить значение слова «встреча». Вспомним евангельское чтение, которое было прочитано сегодня — Христос рассказывает ученикам притчу, что при кончине мира Он, Сын Божий, вернувшийся в этот мир, разделит все народы, как пастырь отделяет овец от козлов. И овец поставит по правую сторону, а козлов по левую. Он говорит так, чтобы было понятно тем людям, которые занимались сельским хозяйством, которые знают, что такое повседневный труд. Но в эти простые образы Он вкладывает совершенно иное содержание, возвышенное, вечное.

И вот, к тем, которые по правую сторону Его, этот Пастырь или Царь, обращаясь, говорит: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я (те есть был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; … был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 34 — 36). И праведники начинают вопрошать: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? … ? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25: 37 — 39).

И слышат ответ от Господа: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (то есть людям), то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Христос называет всех людей Своими братьями, и Он — брат наш по человечеству, через Боговоплощение, через восприятие на Себя человеческой природы. А обращаясь к тем, кто окажется по левую сторону, праведный Судия скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25: 41 — 43). И также и грешники начнут вопрошать: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25: 44). «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 45), — говорит Спаситель

И вот это — главнейший урок этого рассказа и этого дня, потому что сегодня, незадолго до Великого поста — времени покаяния, обновления и духовного рассвета, каким и должен быть для нас пост, Церковь предлагает нам эту притчу. И предлагает задуматься о встрече в новом свете, и оказывается, что главнейшим признаком христианина, самым важным, по сравнению с которым все остальные отходят на второй план, является возможность увидеть Христа в людях и, прежде всего, в страждущих, нуждающихся в нашей помощи, в нашей поддержке, в молитвенной, в материальной, в моральной — в любой. Когда перед нами нужда, когда перед нами горе, когда перед нами просьбы о помощи, мы встречаем Самого Христа.

И притча является судом для нашей совести, проходим ли мы мимо Него, или же способны оказать евангельское милосердие и сострадание? И шире говоря, конечно, речь идёт не только о какой-то явной беде, о явном страдании, когда христианин не может, не должен оставаться в стороне. Речь идёт о принципе отношения ко всем людям, и прежде всего к тем, кто рядом с нами каждый день — близким, к родным, с которыми мы порою бываем более грубыми и бессердечными, чем по отношению к остальным людям. И в них мы должны увидеть Христа и постараться послужить Ему. Речь идёт также и о тех людях, которые, может быть, нам неприятны, которые нас не любят, которые, даже не требуют никакой помощи и не просят её, а злословят или осуждают нас. И если мы платим тем же, если мы платим за осуждение осуждением, за злобу злобой, за ненависть непрощением, то мы далеки от христианства, мы также далеки от Христа как те, к кто стоит по левую руку от Него на Страшном суде.

Поэтому задумаемся над этим. Всё Евангелие, можно сказать, заключается в одной заповеди, которую можно выразить так: люби Бога и ближних своих. Пусть слово Христово будет нашим главным наставником, главным руководителем и помощником, силой и опорой, которая придаст нами новые силы для христианской жизни, для победы над злом в самих себе, в своих сердцах. Даст силы для служения и требующим нашей помощи, и близким, и знаемым, и незнаемым. Силы для того, чтобы прощать, чтобы сострадать, чтобы любить. Пусть слово Господа будет постоянным источником этой силы, о которой мы говорим, нашим твёрдым ориентиром, с помощью которого мы сможем найти верный путь среди треволнений этой житейской бури к спасительной гавани — к Царствию Божию. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее