21 февраля. Отдание Сретения Господня. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в храме св. вмч. Феодора Стратилата на Щиркове в Великом Новгороде.
«Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с престольным праздником и также передаю вам приветствие и благословение митрополита Льва. Сегодня, в день отдания Сретения Господня, мы вспоминаем память святого, который был одним из почитаемых в Византии и на Руси, и которому посвящён этот древний храм в Новгороде, великомученика Федора Стратилата. Что касается праздника Сретения, то, как мы все знаем, название праздника переводится на современный язык как «встреча». И тема встречи Бога с человеком – это важнейшая тема всего Священного Писания. Вспоминаем ли мы историю Адама, Авраама, Моисея или любого из пророков, всегда в сердцевине этого повествования лежит личная встреча человека и Бога, Который таинственно исправляет пути и судьбы человека, и через него многих людей. И таким образом, весь Ветхий Завет является приуготовлением к высшей форме Откровения, к самой главной встрече Бога с человеком, которая происходит во Христе – в вочеловечившемся Сыне Божием, пришедшем в этот мир ради нашего спасения. И праздник Сретения завершает собой, как бы венчая, весь цикл рождественско-богоявленских праздничных дней. В его основе лежит та же самая радостная благая весть о Боге, ставшем человеком, пришедшем в этот мир на поиски падшего Адама, на поиски каждого из нас. И согласно притче Самого Господа Иисуса Христа, Он, как добрый Пастырь, обретает эту заблудшую овцу – человечество, чтобы вернуть её к Себе, в Своё Царство, в Свою жизнь.
Пережившие живой опыт встречи со Христом, обретшие в Нём не только своего Учителя, но узревшие в Нём и Господа, Победителя смерти, Владыку мира (в особенности после Воскресения), ученики Спасителя стали Его свидетелями во всём мире, по слову Самого Христа: «Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Внимая их свидетельству, первое христианское поколение переживало также опыт богообщения, опыт встречи со Христом, как со слов самих апостолов, самовидцев Слова, так и в духовном опыте жизни христианина в Церкви. Передача этого опыта, называемая Преданием Церкви, происходит в течение всех столетий, минувших с тех самых пор. И мы все с вами призваны ко Христу, призваны к этому богообщению. Каждый сознательный христианин пережил в своей жизни чувство живого богоприсутствия, опыт богообщения. Это и сделало нас верными Христу, чадами Церкви, сыновьями и дочерями Божиими. В основе духовного опыта каждого верующего христианина лежит та самая «встреча», о которой говорят и древние авторы, и современный богословы. Это встреча со Христом, которая происходит в тайниках человеческой души, в обстоятельствах жизни, в Таинствах Церкви, в личном богообщении, в следовании за Христом в течение своей жизни, в стремлении исполнить Его заповеди.
Наконец, эта встреча происходит и в лице ближних наших, когда мы оказываемся способны делать добро, чему и учила нас притча минувшего воскресенья, Недели о Страшном суде, когда мы оказываемся способными проявлять милосердие, сострадание, помощь, прощение и любовь. И напротив, для человека, который встречает со стороны другого человека сострадание, поддержку, милосердие и любовь, это тоже может быть встречей с Богом, это тоже может быть тем животворящим импульсом, после которого очнётся его душа – может быть, придёт к вере, обретëт новые силы и смысл жизни, воскреснет для вечности. Поэтому та радость богообщения, которая даруется нам, эта тайна нашей веры, способная оживотворить не только нашу жизнь, но и жизнь окружающих нас. И к этому мы все с вами призываемся, как ученики Христовы, потому что Его слова: «Будете Мне свидетелями» (Деян. 1: 8), распространяются на всех подлинных учеников Господа Иисуса Христа. Как и другие слова, «Вы – свет мира» (Мф. 5: 14), «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13). Мы призваны быть этим светом в мире и этой солью земли, а также призваны к совершенству словами Нагорной проповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).
Это задача не для одних лишь святых, живших много веков назад, которых мы почитаем, это задача каждого христианина. А святые – это те, кто являются нашими старшими братьями, нашими наставниками и руководителями на этом же пути. Они могут указать нам путь, могут поддержать нас молитвенно, могут явить личный пример, но этот путь они не пройдут за нас, вместо нас. Путь святости – это предназначение для всей Церкви, и это очень живо ощущала древняя Церковь. Это выражалось, во-первых, в том, что все верующие называли друг друга «святыми». Конечно, речь идёт и о первоначальном смысле этого слова: «избранные», «выделенные из этого мира», «призванные к богообщению». Но и в наименовании слышна та самая заповедь о совершенстве: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).
Первыми же святыми, которых Церковь стала почитать как святых в привычном смысле этогослова, были мученики, такие как святой великомученик Феодор Стратилат, а также многие другие мученики раннего христианства, да и новомученики Церкви Русской. Они стали для Церкви, для христиан того времени и для нас сегодняшних, этими важными свидетелями веры. Они стали свидетелями той тáинственной встречи со Христом, которая произошла в их жизни, и происходит в жизни каждого христианина. И эта встреча изменяет всё, жизнь после неё не может течь по-прежнему. Почему был так дорог для Церкви образ её страдальцев, которых она нарекла «свидетелями», по-славянски «мученики»? Потому что они самим этим «свидетельством», то есть мученичеством за Христа, свидетельствовали о бессилии смерти, о её бессилии разлучить нас с Богом. Об этом пишет апостол Павел в послании к Римлянам, когда говорит: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 38 — 39).
Это также свидетельство победы Христа над смертью. В самом раннем почитании святых, а первыми святыми, как мы уже сказали, были именно мученики, присутствует это пасхальное измерение, пасхальная тайна. Свидетели Христовы были не столько невинными страдальцами, сколько именно свидетелями победы Христа над смертью. Они умирали с Ним, чтобы и воскреснуть с Ним и в Нём для жизни вечной. И такое свидетельство было для Церкви беспримерно дорого и важно, потому что было самым ясным выражением еë опыта. Кроме того, можно вспомнить известные слова богослова того времени Тертуллиана: «Кровь мучеников – семя Церкви». Несмотря на все попытки уничтожить Христианство, заглушить Благую весть, упразднить Евангелие, вопреки этому, и благодаря смиренному, кроткому, исполненному любви к Богу поведению христиан того времени, особенно в лице мучеников, Церковь смогла выстоять в период гонений. Она смогла не только выстоять, но и преобразить тогдашнюю реальность. Империя языческая, империя-гонительница вскоре становится христианской Римской империей, из которой, спустя несколько веков, и Русь примет веру во Христа распятого и воскресшего.
Это, наверное, главный урок для христиан всех поколений, для почитающих мучеников и новомучеников Церкви Русской. И этот урок заключается в том, что не ненавистью, а любовью, не нигилизмом, а верой и надеждой на Бога можно препобедить всю ненависть мира сего, всё ожесточение, всё разделение, весь грех. Заповедь Христова «будете Мне свидетелями…» (Деян. 1:8), относится ко всем Его истинным ученикам. Из этого не следует, что нам нужно ждать периода тяжких испытаний, как не следует и напрашиваться на крест, думая о том, что мы можем стать великими святыми мучениками. Вспомним пример апостола Петра, который обещал Христу, что он пойдёт на смерть ради Него, а в когда пришла пора испытаний, малодушно отрёкся. Речь не о том, чтобы проявить себя в чём-то великом, а о том, чтобы каждый день в каждой ситуации быть верными Христу в малом. Любое общение с другим человеком представляет нам массу возможностей быть верными Христу, быть Его свидетелем, свидетелем той радостной тайны нашей веры, которая изменила нашу жизнь, и может изменить жизнь других людей. Или же мы можем оказаться недостойными этого своего звания, оказаться неверными, выбрав другой путь, не исполнить слово Христово – отвергнуть страждущего, оттолкнуть алчущего и жаждущего, пройти мимо того, кто нуждается в нашем прощении. Это путь неверности. Будем учиться, напротив, верности. Будем учиться быть Его свидетелями, а значит Его соработниками в этом мире, Его руками, творя добро, творя милосердие, творя дела сострадания и любви. С тем, чтобы слова Господа, которые слышали праведники из притчи, которую мы читали в минувшее воскресенье: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34), услышали и мы с вами.
Свет, который принёс Христос – это спасение, это единство с Богом, это участие в жизни вечной. Он возжёгся в этом мире, и мы все стали его причастниками, через проповедь апостольскую, через наше вхождение в Церковь, через Таинства, через молитву, через жизнь христианскую. Пронесëм этот свет, не дадим ему угаснуть в нашем сердце, а напротив, пусть он будет источником бесконечной надежды, сил для борьбы с грехом, для любви к ближним. Пусть он всегда светит для нас, и тогда никакая тьма не сможет объять нас. Аминь».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: