«Как весна, пробуждает природу к новой жизни, так и покаянное время поста, призвано нас пробудить от духовной спячки, воскресить, в конце концов, для жизни в Боге»

28 марта. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в храме святителя Василия Великого села Васильевское Новгородского района.

«Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником! Сегодня воскресный день и память преподобного Иоанна Лествичника, которая Церковью совершается в четвертое воскресенье Великого поста. Сегодня за Божественной литургией мы слышали Евангелие об исцелении Господом бесноватого. Речь идёт об отроке, которого Господь Иисус Христос исцелил сразу после того, как Он с ближайшими учениками Петром, Иаковом и Иоанном, спустился с горы Преображения. Тогда Он снова встретил людскую скорбь и нужду, с которыми так часто люди приходили к Спасителю. И отец отрока просит Христа, чтобы Тот исцелил его отрока, так как Его ученики бессильны были исцелить его. И после того, как Спаситель исцеляет бесноватого, в завершение этого евангельского отрывка, звучат Его слова: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9: 29).

Интересно, что именно этот евангельский отрывок далеко не случайно назначен Церковью на сегодняшний день. Потому что, если мы посмотрим на древнюю историю христианской Церкви, то Великий пост, особенно период, который начинался сразу после Крестопоклонной недели, был периодом особой подготовки ко Крещению тех бкдущих членов Церкви, которые должны были в ближайший день, предшествующий празднику Пасхи, то есть в Великую субботу, вступить в Церковь. И с этого времени начинался особый период их усиленной молитвы, поста и изучения Слова Божиего. Отображением этой древней практики и сейчас в нашем богослужении служит, например, ектения на Литургии Преждеосвященных Даров «о иже ко святому Просвещению готовящихся». Это те оглашаемые, которые в ближайшую Великую субботу, богослужение которой тоже носит во многом крещальные особенности, должны были принять святое Крещение.
И в течение вот этого подготовительного периода они не только часто ходили в храм, не только усиленно изучали Священное Писание, но над ними также совершались молитвы заклинательные, так называемые экзорцизмы. Это те молитвы, которые и сейчас находятся в начале чинопоследования Таинства Крещения и совершаются над теми, кто приступает ко Крещению.

И в этом был глубокий смысл, потому что с самого начала людям, вступающим в Церковь, ясно проповедовалось, о чём свидетельствует и сегодняшний отрывок, что Господь Иисус Христос является Господом неба и земли, истинным Владыкой, истинным Господом нашим. А тот, кого называют «князем мира сего» — самозванец, он пытается насильно завладеть творением Божиим с момента грехопадения Адама и Евы. Он простирает свою руку на это творение, но из под его власти освобождает нас Сам Христос — победитель диавола, победитель ада, победитель смерти. И те, которые вступают в Церковь, соединяясь с Господом через Таинство Крещения, через последующие Таинства, через жизнь в Церкви, предназначаются к жизни вечной, и диавол над ними не имеет никакой власти.
Вот об этом сегодняшнее евангельское чтение, о том, что какие бы ни были искушения и скорби в нашей жизни, какие бы ни были происки сил зла, мы помним, что есть твёрдое истинное прибежище, наша надежда, Тот, Кто разрушает всю эту силу вражью, Тот, Кто является нашим Спасителем и Господом. И там, где может подвести любой человек, даже тот, на которого мы надеемся, Христос никогда не подведёт, Христос никогда не оставит. Об этом всё Евангелие — Господь не оставляет погибающее человечество, а является в этом мире, чтобы спасти нас, разделяет с нами нашу участь, нашу земную жизнь и даже нашу смерть. Он сходит во ад, чтобы и там у падшего человечества была возможность встретиться с Ним, была возможность для воскресения. И на протяжение всей истории благая весть, которая возвещается Церковью, заключается именно в этом — даже зло бессильно перед любовью Божией, даже сам ад отступает перед Христом Спасителем нашим. И нам всегда важно об этом помнить, чтобы не опускать руки, не скорбеть сверх меры, чтобы не впадать в иные какие какие-то скорби и думать при этом, что это нормально, так и должно быть.

Память же преподобного Иоанна Лествичника, которую Церковь сегодня также предлагает нашему вниманию, связана с другой древней практикой, когда памяти значимых святых, которые приходились на будние дни Великого поста, переносились на ближайшую субботу или воскресенье. Так было с памятью Феодора Тирона, которая отмечается в первую субботу поста, так, например, было со службой Акафиста Божией Матери, что будет совершаться в ближайшую субботу Великого поста. Этот день называется «Субботой акафиста», потому что когда-то в древней практике Церкви Благовещение Господне, выпадающее на будний день, переносилось на ближайшую субботу. И сейчас у нас получается как-бы двойное празднование Благовещения — на какой бы день ни пришелся этот праздник совершается служба, и в субботу Акафиста, как отображение более ранней традиции. И память Иоанна Лествичника, совершаемая сегодня, и преподобной Марии Египетской, которая будет совершаться в следующее воскресенье, тоже подчиняется этой логике: празднование значимого святого, память которого выпадала на будний день, переносится на ближайший воскресный день.

Прп. Иоанн Лествичник — святой, который жил в далеком VI веке, он прожил долгую жизнь, был игуменом монастыря у горы Синай. В его жизни мало было каких-то внешних потрясений или событий, но она была наполнена событиями духовными. Игумен Синайской горы Иоанн Лествичник, а его прозвище «Лествичник» происходит от названия его знаменитого труда «Лествица райская» (буквально, лестница небесного восхождения), остался в памяти всех последующих поколений благодаря этим своим наставлениям, которые были написаны, прежде всего, для монахов его монастыря. Но и благочестивые миряне смогут почерпнуть в этих наставлениях для себя много пользы. Когда мы, например размышляем о Великом посте, то мы думаем о смысле этого времени, которое нас готовит к празднованию святой Пасхи. И, конечно, первое, что приходит всегда на ум, и во всех наставлениях и в проповедях это звучит, что пост – это время покаяния и обновления. Потому что покаяние воспринимается, как возрождение нашего духа, обновление нашей жизни. Как весна, которая пробуждает природу к новой жизни, так и это покаянное время поста, призвано нас возродить и пробудить от духовной спячки, воскресить, в конце концов, для жизни в Боге.

Обратимся сегодня к наставлениям самого преподобного Иоанна Лествичника, вслушаемся в его простые и трогательные наставления, которые он предлагал своим монахам, и через которые он, спустя столетия, обращается сегодня и к нам: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, совершаемый ради того, чтобы обновить наш союз с Богом; это – наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всем творением … покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

Кроме того в этом же его труде, в «Лествице», есть замечательные наставления о молитве, которые тоже могут быть полезны всем христианам: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутываешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, — держи этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молиться с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Постараемся сегодня в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, внимая его наставлениям, удержать их в своём уме, в своём сердце. Для того, чтобы не только время Великого поста было для нас временем радости, преображения и очищения нашего сердца, но и вся наша жизнь была бы глубоко наполнена этим важнейшим христианским содержанием, единством с Богом, предстоянием Ему в молитве и покаянии. Чтобы наша жизнь была полна благодарности за всё соделанное Христом Спасителем ради нас. Наполнена радостью о нашем Господе, верностью Ему в нашей жизни, с упованием на то, что наша жизнь с Ним будет иметь и вечное продолжение. Потому что Сам Христос есть победитель смерти, потому что Сам Господь обещал и всем верным в Него не увидеть смерти, но иметь жизнь вечную. Пусть эта надежда всегда нас окрыляет, укрепляет, вдохновляет, делает нас истинными сыновьями и дочерями Отца нашего небесного. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее