16 июля 2023 года. Проповедь епископа Арсения в Софийском соборе.
«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с воскресным днём, с Причастием Святых Христовых Тайн и с памятью великого святителя, имя которого является славой всей Русской Церкви, митрополита Московского Филипп (Колычева). Современник Иоанна Грозного, когда-то призванный на служение Московских святителей из игуменов Соловецкой обители, которая в то время была частью Новгородской епархии, он оказался на кафедре в сложнейшее для нашего Отечества время. Прошло в мире не более года его служения в правление Иоанна Грозного, и в скором времени он застаёт разгар опричного террора.
Неоднократно увещая царя наедине, в конце концов, святитель отказал ему в благословении во время Литургии в Успенском соборе, всенародно обличив и сказав: «Государь, убойся суда Божиего, это! Здесь приносится бескровная жертва, а за алтарём проливается кровь христианская. Даже в языческих странах есть правда, а на Руси её нет». Но царь ответил гневом и яростью на эти слова святителя. В скором времени последовало незаконное лишение сана и ссылка митрополита Филиппа, а потом и мученическая смерть его в тверском Отрочем монастыре. Там же сначала находились его честные останки, а потом были перенесены в Соловецкую обитель, где он и был игуменом до своего избрания на кафедру святителей Московских. Веком спустя, в 1652 году, по инициативе тогда ещё митрополита Новгородского Никона, а в скором времени Святейшего Патриарха, благочестивый царь Алексей Михайлович издаёт указ о возвращении в Москву святых мощей исповедника Христова святителя Филиппа.
К этому сподвиг царя патриарх Никон, имевший в виду исторический прецедент — в самом конце IV и в начале V века нёс своё служение святитель Константинопольский Иоанн Златоуст, тоже бессмертное имя в истории христианской Церкви. Великий святой, друг бедных, обличитель власть имущих, он был незаконно лишён своей кафедры и умер в ссылке. И вот император Феодосий II, или Младший, при котором был созван Третий Вселенский собор, возвратил святые останки Иоанна Златоуста, потому что народ отказывался ходить в те храмы, где не поминалось его имя, как святителя, так как он незаконно был лишён своего сана. И правда восторжествовала после смерти святителя в изгнании, и император Феодосий коленопреклонно молил святителя о прощении грехов его родителей Аркадия и Евдоксии, при которых Златоуст пострадал. И вот история как бы повторяется — царь Алексей Михайлович в особой грамоте, которая была вложена в десницу святителя Филиппа, просит о прощении преступления своего прадеда, Иоанна Грозного, а также о милости для него самого и для всего царства. И когда мощи были перенесены в Москву и поставлены в Успенском соборе, в течение десяти дней звонил пасхальный трезвон во всех храмах.
Это событие, перенесение мощей святителя Филиппа, мы сегодня и вспоминаем. И также воспоминаем духовный облик самого святителя, его краткое служение, печально для него закончившееся, но оставившее неизгладимый след в истории Русской Церкви. Чему учит нас пример этого святого? Речь ведь не идёт о том, чтобы сейчас нам с вами обличать власть имущих — у Патриарха и иерархии есть это право печалования, как это было и во дни святителя Филиппа. Но самый важный пример для нас с вами, как думается, состоит в том, что христианин не должен мириться со злом. Часто так получается, что мы из ложно понятого смирения как раз миримся со злом — и в своей жизни, и в нашем окружении, думая, что мы ничего не можем поделать. И мы именно допускаем несправедливость, беззаконие и неправду.
Это часто бывает в коллективе, часто бывает в семье, и ложная, антихристианская позиция заключается в том, чтобы ничего не сделать, а дать дорогу для зла, проявить равнодушие, проявить безучастие. Как мне кажется, беды, которые постигают нас и в социальной жизни, и может быть в жизни внутрисемейной, когда случаются раздоры, когда рушатся браки, рушатся дружеские союзы, заключаются в том, что мы научились мириться со злом в самих себе. Мы допустили его, как органичную часть нашей жизни и проявляем ложное, подчёркиваю, ложное смирение, мол, мы ничего не можем сделать, мы же не святые, а нужно смиряться.
Смирение — это мир с Богом, а не мир со злом! Мы проявляем истинную христианскую позицию в своей жизни тогда, когда пытаемся каждый день совершать нелегкий, но верный выбор между добром и злом, между любовью и ненавистью, между справедливостью и беззаконием, между Богом, в конце концов, и дьяволом. Каждый день христианин совершает этот выбор, и выбор этот происходит в сердце человека, а проявляется он во всех наших поступках, во всех словах, в отношении с каждым человеком, которого Господь посылает в нашу жизнь.
Если мы будем учиться быть верными Богу и не мириться со злом в своей жизни, в своём сердце, то с уверенностью можно сказать, что и в обществе, и в целом мире, зла и несправедливости будет намного, намного меньше. Это то немногое, хотя, на самом деле, очень многое, что зависит от каждого из нас. Каждый на своём месте, в своей жизни постараемся жить по Евангелию, исполняя заповеди Христа, и не думать о себе, что мы никчемные грешники, годные только для вечных мук. Христос явился в этом мире не для того, чтобы отправить нас на вечные муки, а для того, чтобы нас вернуть к Отцу Своему, сделать всех нас причастниками любви, правды, добра, красоты — жизни вечной. Аминь!»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: