«Откровение евангельское, вечное, радостное заключается в том, что и в этой, и в любой буре мы можем встретить Христа»

6 августа 2023 года. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в храме свв. кнн. Бориса и Глеба.

«В день памяти святых Бориса и Глеба мы слышали воскресное евангельское чтение, в котором повествуется всем известный эпизод — Христос во время бури на Галилейском озере шествовал по водам к Своим ученикам. А в начале отрывка было сказано, что Он отпустил их, чтобы одному помолиться. Если мы посмотрим, то увидим, что до этого, как раз было насыщение пяти тысяч, и люди, поражённые этим чудом были готовы увидеть во Христе царя. Атмосфера Палестины того времени была таковой, что стоило только бросить боевой клич, и началась бы освободительная война против римлян. Впоследствии так и произойдёт, война случится в 60-х годах и закончится, в конце концов, разрушением Иерусалима. И вот, чтобы успокоить эти ненужные страсти, Христос отпускает народ и учеников на другую сторону, для того, чтобы Самому помолиться, а потом, вероятней всего, в обход озера, по берегу прийти к Своим ученикам.

И вот первый урок, который евангельское чтение нам предоставляет сегодня, это молитва Самого Христа. Чаще всего, мы о Нём думаем, как о нашем Спасителе и Искупителе, во вторую очередь, месте как о великом Учителе, провозгласившем величайшие идеалы — чего стоит только Нагорная проповедь и Заповеди блаженств! Но подчас, мы забываем или не думаем о том, что Он, Спаситель наш, ещё и учитель молитвы. И в одном из евангельских эпизодов, когда ученики просят Его научить молиться, Он учит их и даёт им ту самую молитву, которую мы называем молитвой Господней. Она звучит каждый день в нашем богослужении и в домашнем правиле. Молитва «Отче наш» — самая первая христианская молитва и образец всех христианских молитв. И более того, Он не просто учит нас молитве, Он дал нам право обращаться к Отцу Своему также, как и Он Сам. «Отче» — так Он обращался к Богу и во время Гефсиманской молитвы, и на Кресте. Думаем ли мы о том, что этот дар мы получили незаслуженно? Что именно величайший дар — обращаться в молитве к Отцу Небесному также, как и Христос? И вот митрополит Антоний Сурожский, например, говорит в одном месте очень пронзительные слова о том, что всякая подлинная христианская молитва должна быть такой же как если бы она была молитвой Самого Христа. Наша молитва призвана быть такой, чтобы её смог бы произнести Христос, обращаясь к Отцу Своему.

И наконец, то самое событие — хождение по водам и усмирение бури. Конечно, для учеников, для тех первых поколений христиан, которые слышали ещё устные рассказы об этом, это было чрезвычайным свидетельством того, что Христос, ещё и до Своего Воскресения давал некие знамения того, что Он является кем-то большим. Он — выше, чем просто Учитель, чем просто Друг, чем просто Тот, Кто ведёт за Собой апостолов. В самый отчаянный момент, когда волны грозили захлестнуть утлое рыбацкое судно, вдруг ученики увидели приближающегося Христа. Это видение было настолько неожиданным и даже, может быть, для них устрашающим, что они в страхе закричали. И услышали Его ободряющий глас: «Это Я, не бойтесь» (Мф. 14: 27). И мы помним также, как евангелист Матфей рассказывает о том, что Пётр, который часто сначала говорил или действовал, а потом уже что-то осмыслял, вдруг в каком-то порыве говорит: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф. 14:28). И в ответ он услышал: «Иди» (Мф 14:29). Но пройдя несколько шагов по воде и увидев бушующие волны, увидев эту бурю, он стал тонуть. Однако же Спаситель его поддержал со словами: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф. 14: 31).

Для многих и многих поколений христиан, и для нас с вами, это не просто повествование о том, что было две тысячи лет назад на Галилейском озере. Это то, что происходит с нами в нашей жизни. И в первом христианском поколении, когда Церковь встретилась с гонениями в Риме, и в нашей жизни, когда каждый из нас может вспомнить какие-то скорбные и невероятно трудные обстоятельства, выпадающие на нашу долю. И когда эти волны житейского моря грозят нас затопить, найдётся ли в нас такая вера, чтобы узреть в этих обстоятельствах Христа, услышать Его ободряющий глас, схватиться за Его руку? Мы, может быть, не можем поверить, что даже в таких тяжких обстоятельствах Христос с нами. Могли бы это представить себе, допустим, люди, переживавшие Ленинградскую блокаду, или узники Освенцима, что и там, в самой невообразимой скорби Христос с ними? Однако же это так. И предельная трагедия человека заключается в том, что мы перестали чувствовать или часто не чувствуем присутствие Божие в нашей жизни, а оно есть. И Царствие Божие внутри нас, по слову Христа, но мы его не всегда ощущаем. Что-то иное нас отвлекает, либо наши пристрастия, либо наша склонность к земным удовольствиям, либо эти беды, которые иногда обрушиваются и кажется, что готовы погребсти или потопить всё.

Но откровение евангельское, вечное, радостное и ободряющее заключается в том, что и в этой, и в любой буре мы можем встретить Христа. И Его спасающая десница с нами, и Он каждого из нас готов поддержать, спасти и вознести, потому что, как сказал апостол Павел, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8), как и две тысячи лет назад, так, тем более и после Воскресения Своего Он рядом с каждым из нас, с верными Своими учениками и ученицами, со своей Церковью. И всё, что мы можем сделать, это отвратить свой взор от всех страхов, которые нас окружают, иначе, если мы будем на них концентрироваться, если мы будем в них видеть самую большую реальность и угрозу, то они действительно сметут нас. Но, если сквозь всё это мы увидим незримое, но ободряющее и исцеляющее присутствие Божие в нашей жизни, — а Евангелие, молитва, Церковь и Таинства — всё это помогает нам сквозь тьму, сквозь эти ветры и волны житейского моря разглядеть в нашей жизни любящий лик Христа, то расслышим и к каждому из нас обращеные слова: «Ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27). Аминь. С праздником!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее