20 августа 2023 года. Проповедь епископа Арсений храме свт. Николая архиепископа Мирликийского в Береговых Моринах.
«Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, продолжаем пребывать в свете праздника Преображения Господня, сегодня второй день этого праздника, а мы знаем, что в Церкви великие двунадесятые праздники совершаются в течение нескольких дней, как правило, семь или восемь дней. И поэтому и вчера, и сегодня мы духовным взглядом устремляемся к тому евангельскому событию, которое лежит в основе этого праздника, – к Преображению Господа на святой горе перед тем, как Он вступил в Иерусалим, куда Он шёл на Свои страдания. Кроме Него никто ещё из окружавших Его не догадывался о том, что Ему надлежит совершить в Иерусалиме. И это как раз-таки открывается ближайшим ученикам во время Преображения, которое внешне, конечно, могло потрясти любого человека. Господь, Который для них был наставником, учителем, пророком, может быть, даже другом, но в момент преображения на Фаворской горе Он приоткрывает свет Своего Божества.
Церковные песнопения говорят об этом так: «…показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху», то есть насколько они могли вместить. Ведь видеть Бога, как Он есть, вообще никто не в состоянии, но как-то приоткрыть, как-то дать почувствовать зримо Божественное присутствие Господь может, и делает это. В Священном Писании мы встречаем такие образы, как неопалимая купина (объятый пламенем, но не сгорающий терновый куст), как облачный столп и столп огненный, сопровождаюший народ Израильский в пустыне, после исхода из Египта. И вот, нечто подобное происходит и здесь – слава Господня в виде облака, как сказано, осенила их, и свет, и голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17:5).
И здесь в этот же момент, по какому-то несказанному промыслу Божиему, присутсвуют пророки Моисей и Илия, которые за много веков до Христа возвещали о Нём и искали увидеть Его. Поэтому сейчас не только апостолы созерцают Божественную славу своего Учителя, но и исполняются чаяния этих древних пророков, которые хотели видеть Бога и не могли. Они могли только почувствовать Его в громе и молнии, в облаке, которое осеняло Синай, как было явлено Моисею, и в дуновении тихого ветра, «во гласе хлада тонка» по-славянски, как пророку Илии. Но сейчас, в этот момент, на Фаворе они предстоят Самому Господу, Который имеет вид Человека. Ибо Он стал человеком ради каждого из нас. В этом мире явилась сама Жизнь, чтобы наполнить собою всё, но для этого ещё предстояло пройти через крестные страдания, Голгофу и Воскресение. И вот об этом и говорили со Христом Моисей и Илия.
Наверно, апостолы тогда ничего не понимали, но в песнопении праздника говорится «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное», то есть, подразумевается, что это событие нужно было для самих учеников. Чтобы апостолы в момент тяжких испытаний, которые скоро настанут, когда Христос будет взят под стражу, отдан на суд, муки и смерть, поняли бы, что всё это неспроста. Да, это трагедия, это большая скорбь, но это – не бессмыслица. Чтобы они поняли, что страдания – вольные, и вспомнили бы другие слова Христа, что Он Сам отдаëт Свою жизнь ради жизни мира, никто не отнимает от Него эту жизнь, Он её Сам отдает ради жизни каждого из нас (см. Ин. 10:17-18). «Страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». В общем, христианство – это и есть проповедь о Свете, явившемся в этом мире, в Котором заключена жизнь каждого человека. Свет этот – Христос, Он – наш Творец, Он – наш Спаситель, и Он – цель всех наших устремлений, цель истории мира, а также чаяний и исканий любого искренне верующего человека.
И ещё один момент в Преображении, который относится не только к пророкам и апостолам, но и к каждому из нас, это пророчество о нашем преображении, о торжестве света, любви и мира, о конечном торжестве Бога в этом мире, о преображении и человеческой жизни, и всего создания, когда по слову апостола Петра будет новое небо и новая земля (см. 2 Пет. 3:13). И очень важно помнить, что, явившийся в этом мире Свет, уже никогда не погаснет, и в конце концов, торжество и последнее слово будет именно за Ним, а не за тьмой, не за адом и не за хаосом. С праздником!»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: