3 сентября 2023 года. Проповедь епископа Арсения в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.
«Дорогие братья и сестры, евангельская притча, только что прозвучавшая, рассказывает нам о злых виноградарях. И когда Господь Иисус Христос рассказал эту притчу, конечно, она потрясла слушателей. Потому что виноградник, который насадил некий человек, господин, это библейский образ народа Божиего. Сам хозяин виноградника — это Бог, делатели, или виноградари, это духовные руководители народа израильского — священники, книжники и фарисеи. Те же рабы, которых хозяин посылает во время благопотребное для собирания плодов, — это пророки. И в конце концов, Спаситель говорит о том, что и Сын послан в этот виноградник, и пророчествует о том, как поступят с Ним эти злые виноградари. И, как уже было сказано, все слушающие, в том числе те, кому была адресована эта притча, то есть книжники и фарисеи, безошибочно узнали себя.
Почему сегодня эта притча звучит, почему она сегодня актуальна? Если мы читаем Евангелие, вникаем в смысл, который был только что озвучен, и перелистываем дальше, то мы упускаем что-то важное. Евангельское слово обращено не только к тем, кто слушал Христа тогда, 2000 лет назад, оно обращается к каждому человеку на протяжении всей истории. Это — слово Божие, оно вечно, и оно такое же актуальное для нас сегодня, как и тогда для тех, кто непосредственно слушал Спасителя. И вот здесь для нас, перед нашей совести возникает вопрос — кто мы в этой притче? Не напоминаем ли мы этих злых делателей, которые, казалось бы, должны исполнять волю Господина своего, а на самом деле преследуют праведников, невинных, страдальцев?
И в истории было так, на самом деле. Вы, может быть, знаете историю митрополита Московского Филиппа, который обличал неправедного царя, и из это был сослан и убит. История святителя Иоанна Златоуста тоже красноречивая. Этот святитель, друг бедных и обличитель богатых, не стеснялся в выражениях, обличая пороки своего общества. Он приобрёл много врагов и среди столичного духовенства, и среди императорского двора. В конце концов он был осуждён церковным собором, сослан и умер в ссылке. Но народ продолжал хранить память об этом невинно пострадавшем праведнике, люди отказывались посещать те храмы, где имя святителя Иоанна Златоуста не упоминалось в списках законных епископов. И в итоге его мощи были торжественно возвращены в Константинополь, это было всенародное торжество. Правда восторжествовала, но после уже окончания земного пути этого святителя, который остался в истории Церкви одним из величайших святых отцов. Его проповеди до сих пор явдяются источником великой духовной мудрости, а Литургия, которая носит его имя, совершается, практически, ежедневно в течение всего церковного года.
Но и более сложный вопрос мы можем поставить, обращаясь к самим себе:
как мы относимся к Христу, кем Он является для нас, в нашей жизни? Для этих делателей виноградника из притчи Он оказался лишним, ненужным наследником, от которого они предпочли избавиться. И они так и поступили с Ним, распяв Его. Но вернёмся к нам — а как мы в своей жизни относимся к Нему, является ли Он для нас высшей ценностью? Близким другом? Господом и Учителем? Или мы только называем Его так, а на самом деле живём так, будто не знаем Его, или будто бы Он нам мешает? Случается так, что мы вспоминаем о Нём только в моменты, в которые во все времена и все языческие народы воспоминали о своих языческих богах, обращаясь с обычными просьбами о богатстве, о благополучии, об успехах, о победах. Но является ли для нас Господь высшей ценностью? В чем заключается христианское отношение к Нему, в чем заключается христианское обращение к Нему?
Именно тогда, когда мы осознаём, что Христианство — не одно из многих верований, не одна из многих религий в истории, которая просто культурно оказалась нам близкой сегодня, а нечто безмерно большее и высшее, чем всё, что знало до этого человечество о религии. Оно преображает человека, возвышая над какими-то политическими, классовыми и иногда даже семейными интересами. Но при этом оно преображает своим светом, преображает любовью все стороны человеческой жизни. История христианской святости красноречиво об этом свидетельствует. И вот, когда мы стремимся идти путём святых, когда для нас высшей ценностью этого мира является Бог, тогда, может быть, мы и начинаем быть настоящими христианами. Как сказал некто из святых, «когда для человека на первом месте Христос, тогда всё остальное — на своём месте».
Будем помнить урок из этой притчи, будем задавать себе вопрос о том, какие мы христиане, стремимся ли мы не когда-то, в вечности после смерти, а уже сейчас жить со Христом, последовать Ему, любить Его и наполнять Его любовью, делиться любовью, прощением и состраданием с нашими ближними? Господь укрепит и вразумит нас и поможет нам жить, по слову Евангельскому. Аминь!»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: