Проповедь епископа Арсения в храме святого Александра Невского в Великом Новгороде

12 сентября 2023 года. Проповедь епископа Арсения в храме святого Александра Невского в Великом Новгороде.

«Всех вас, дорогие братья и сёстры, сердечно поздравляю с престольным праздником. Святого благоверного великого князя Александра Невского почитает вся православная Россия, и православные люди за её пределами. О нём много сказано и на протяжении всей истории, и в наши дни. Храмы в его честь покрывают не только землю Русскую, но воздвигнуты и в других городах и странах — кафедральный собор в Софии, столице Болгарии, в Таллине, церкви в Тбилиси, в Ташкенте и во многих других местах говорят о глубокой народной любви, которой окружена фигура этого святого князя. Иногда нам, людям, особенно заставшим советскую эпоху, кажется, что самое значимое, самое великое в облике этого князя это тот факт, что он был таким непобедимым воином, давшим отпор Западу, военачальником, который не проиграл ни одного сражения.

Но святость заключается совсем не в этом. Среди князей средневековой Руси святых на самом деле очень мало, вопреки другому распространённому мнению. И многие из них, если не большинство, не были талантливыми военачальниками, особо проявившими себя в воинской доблести. Можно вспомнить святых Бориса и Глеба, отказавшихся принять участие в междоусобной борьбе за Киевский престол и ставших первыми страдальцами, мучениками Русской Церкви. Можно вспомнить и князя Всеволода-Гавриила Новгородского, затем Псковского, который не был удачным военачальником и которого изгнали новгородцы, однако же Русская Церковь и в нём увидела своего святого.


Мы говорим сейчас о благоверных князьях, но можно и сказать и шире, вообще о всех признанных Церковью святых, живших во все времена: мужчинах и женщинах, святителях, мирянах, благоверных князьях, царях и простых людях, старых и молодых. Что же Церковь увидела в них и почему почитает? Почему мы с вами сегодня почитаем их? Не за внешние успехи и доблести, а за то, что они, насколько могли в своих условиях, смогли воплотить в своей жизни слово Божие, Евангелие. Они жили по заповедям Христовым. И о святом благоверном великом князе Александре можно сказать словами, которые относятся к одному из библейских праведников, он «ходил перед Богом» (Быт. 6:9). Он ходил перед Богом и старался жить так, чтобы Закон Божий был законом его личной, семейной, общественной жизни. Когда правители думают об этом, тогда и подданные наслаждаются благоденствием и миром, хотя иногда и не сразу. Но такой правитель — подарок от Бога. И благоверный князь был таким правителем, который явился в переломную эпоху — на Русь только что обрушилось опустошительное татаро-монгольское нашествие. Это была катастрофа, сметающая города.

Многие князья были убиты, многие русские люди убиты и угнаны в плен в Орду. И в общем-то вопрос стоял уже о сомом сохранении русского народа, не говоря уже о русской государственности. И ничто не говорило о том, что наш народ сохранится в истории, не сгинет, подобно другим народам, о которых мы знаем только по упоминаниям в летописях. Он мог просто исчезнуть, как вода в песке, раствориться в этом нашествии. Однако, святые, которые Промыслом Божиим были явлены тогда, в самом начале этого завоевания, а затем и в будущие времена (вспомним преподобного Сергия, вспомним его учеников), были теми, кто оживлял своим словом, примером и молитвой душу народа, сохранял её и готовил будущее его возрождение. И первой личностью в череде этих святых, приложивших все усилия, чтобы, Богу содействующу, сохранить и веру, и народ, и государство, был святой благоверный князь Александр Невский.

Поэтому благодарная Церковь Русская оплакивала его кончину, его преставление в монашеском чине. А это тоже ведь показатель! Это не было самим собой разумеющимся, чтобы князь перед кончиной принял монашество, как нам может показаться. Если говорить о таком обычае, который мог иметь место, то тогда его ещё не было. А именно у истоков этого обычая стоит святой благоверный князь Александр, в схиме Алексий, и его мать, благоверная княгиня Феодосия, в монашестве Ефросиния, что также многое говорит и о личности князя, и об этом семействе. И вот, православная Русь, оплакивая его кончину, тем не менее, сохранила память о нём на протяжении всех последующих времён. И сейчас он является одним из наиболее чтимых и любимых наших святых. Он молитвой, примером, своим житием и своим предстательством перед Богом продолжает, как верим, заботиться о нас, оберегать и наставлять нас. Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас»!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее