[Виртуальный тур] Археология Георгиевского собора

По благословению митрополита Новгородского и Старорусского Льва на нашем сайте появился виртуальный 3D-тур по архитектуре, археологии и фрескам Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря.

Этот проект подготовил Институт археологии Российской академии наук, и теперь вы можете не выходя из дома ознакомится с древней достопримечательностью XII века Великого Новгорода.

3D-тур имеет режим автоматической экскурсии, режим аудиогида, так же ручной режим, где пользователь может перемещаться и приближать объекты. Также помимо виртуальной экспозиции, есть текстовые описания и фотографии объектов.

Если у вас возникли вопросы нажмите на кнопку «i» помощи или кнопку слева внизу экрана «Интерактивной планировки», где пользователь сможет перемещаться по разным этажам и объектам внутри Георгиевского собора.

Для продвинутых пользователей есть VR-режим.

СМОТРЕТЬ 3D ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР

Собор святого Георгия – один из самых значительных по своему художественному уровню и уровню связанных с ним произведений искусства древнерусский храм. Это один из самых монументальных по своим размерам архитектурных памятников русского Средневековья, он может быть причислен к кругу самых полных и потому сложных для изучения объектов древнерусской культуры. В истории храма переплелись события и материальные свидетельства домонгольской и позднесредневековой эпох, Нового времени, советского и новейшего периодов российской истории.

Собор был заложен по заказу монастырского игумена Кириака и князя Всеволода Мстиславича в 1119 г. Он завершил ряд так называемых княжеских соборов древнего Новгорода – храмов, о которых новгородские летописи говорят как о построенных по княжеской инициативе. Однако в случае с Георгиевским собором в летописи упомянут – и даже на первом месте – игумен монастыря, церковный иерарх, что может свидетельствует о бо́льшей роли монастырских властей в заказе храма и его украшении. Однако инициатором и основным вкладчиком строительства собора следует считать самого князя. В летописи сказано также о зодчем, строителе, создававшем собор, – мастере Петре.

Появление собора увенчало развитие архитектуры княжеских храмов Новгорода: церкви Благовещения на Городище 1103 г., Никольского храма на Ярославовом дворище 1113 г. и собора Рождества Богородицы Антониева монастыря 1117 г. В композиции Георгиевского собора получил наиболее полное и яркое воплощение комплекс художественных черт, характерных для византийского храма с четырьмя внутренними столбами и дополнительной западной частью – нартексом.  

Храм был расписан фресками в 1120-е – 1130-е гг. Об этом нет письменных сведений, но по соединению нескольких исторических фактов об этом можно говорить с уверенностью. Фрески XII в., в отдельных частях покрытые росписью XVII–XVIII вв., присутствовали в интерьере до 1825 г., когда в процессе поновления монастыря и его собора при архимандрите Фотии они были сбиты со стен и положены в основание нового, более высокого, пола храма.

Археологическое изучение Георгиевского собора началось в 1930-е гг. с работ экспедиции ленинградского археолога М.К. Каргера и было продолжено почти через 80 лет архитектурно-археологическим отрядом Института археологии РАН (Москва) под руководством Вл.В. Седова. Эти работы проводились при поддержке Новгородской епархии, митрополита Новгородского и Старорусского Льва и епископа Юрьевского Арсения. На протяжении летних месяцев 2013–2023 гг. раскопки на территории Юрьева монастыря велись ежегодно. За это время появилось множество новых знаний об истории и материальном мире монастыря и его главной святыни – Георгиевском соборе.  

В результате археологических работ собралась огромная коллекция первоначальных фресок, которую принял на обработку, хранение и реставрацию в специализированные мастерские Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Эта коллекция – самая драгоценная находка за все время археологических работ в Юрьевом монастыре. Фрески рассказывают о первых шагах христианской монументальной живописи в молодом древнерусском Новгороде. Качество первоначальной росписи Георгиевского собора говорит о высоком мастерстве работавших по княжескому заказу художников и о принесенном ими стиле, находящим аналоги в лучших византийских памятниках. Фрагментированное состояние росписи позволило провести материаловедческое исследование и получить представление о стратиграфии – последовательности подготовительных слоев под живопись, и о составе пигментов древних красок, то есть приблизиться к реконструкции технологии фрескового производства. Огромный материал о жителях средневекового Новгорода дал богатейший некрополь, раскрытый вокруг и внутри Георгиевского собора. После раскопок интерьер храма предстал в своем первоначальном виде – с малыми архитектурными формами и следами от них, с фрагментами первого каменного пола и отверстиями в нем для опор иконостаса. В ходе проведения археологических работ были обретены мощи новгородского святителя Феоктиста. Они были переложены в новую раку и перенесены для поклонения в Спасский собор Юрьева монастыря.


Виртуальная экскурсия создана в рамках выполнения научного проекта «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013–2020 годов)» и при финансовой поддержке фонда «История Отечества»


Виртуальный тур: Проект Моспано, К.Н. Чернов

Куратор: М.В. Вдовиченко

Авторы текстов: М.В. Вдовиченко, Вл.В. СедовО.Е. ЭтингофИ.К. РешетоваЕ.Я. ЗубавичусЕ.Г. ЯновскаяА.А. Гиппиус, Е.Ю. Щеголькова

В подготовке экскурсии участвовали: Ю.С. ФомичёваЕ.Н. ПророковаА.Е. Гринько

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее