Епископ Юрьевский Арсений принял участие в дискуссии посвященной 160-летию со дня рождения митрополита Арсений (Стадницкого)

В НовГУ рассказали о роли митрополита Арсения (Стадницкого) в изъятии новгородских церковных ценностей. Митрополит Арсений (Стадницкий) постоянно призывал паству жертвовать на благотворительность, на помощь солдатам Первой мировой войны, переселенцам в Сибирь. Но по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном, сослан в ссылку, из которой уже не вернулся.

Об этом на круглом столе в Гуманитарном институте НовГУ рассказал епископ Юрьевский Арсений. Дискуссию посвятили 160-летию со дня рождения митрополита. В своем докладе владыка Арсений обозначил основные вехи жизни архипастыря.

— Откликаясь на воззвание патриарха Тихона, который благословил жертвовать верующим деньги и церковные ценности, митрополит Арсений приступил к организации новгородского комитета помощи голодающим, — рассказал владыка Арсений. — Предвидя возможное сопротивление верующих изъятию ценностей, несколько раз обращался к пастве с воззванием, в котором просил не допускать никакого насилия в той или иной форме, — ни в храме, ни около него, так как это оскорбит храм, как дом мира и любви Христовой. Также просил и о том, чтобы изъятие не явилось поводом для каких-либо политических выступлений, так как Церковь по существу своему вне политики и должна быть чужда ей.

Изъятие ценностей из храмов Новгородской губернии благодаря этому воззванию прошло относительно безболезненно. Сопротивление властям верующие оказали в некоторых районах.

Митрополит Арсений (Стадницкий) уделял большое внимание сохранению памятников церковной старины. По его инициативе было изучено более 400 храмов в Старорусском, Новгородском, Великолукском, Порховском, Валдайском, Тихвинском, Кирилловском, Белозерском, Устюжском и Боровичском уездах.

— Активное участие митрополит принял в XV Всероссийском археологическом съезде, который проходил в июле — августе 1911 года в Новгороде, — рассказал владыка Арсений. — На нём он выступил с докладом о состоянии Софийского собора, критически отзываясь о реставрационных работах 1900 года. Он также бил тревогу о состоянии фресковой живописи в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. На его средства там были проведены реставрационные работы. Митрополит Арсений хлопотал о состоянии фресок в церкви Спаса на Нередице, которые могли бы осыпаться в результате строительства железной дороги.

О писательской деятельности митрополита Арсения (Стадницкого) рассказал доцент кафедры истории России и археологии НовГУ Олег Матвеев. В 1904 году в двух томах вышел капитальный труд владыки по истории молдавской церкви, за который ему была присвоена степень доктора церковной истории. В среде епископата Русской Православной Церкви того времени было всего четыре доктора наук, включая митрополита Арсения.

— Его труды проникнуты глубоким переживанием единства вселенского православия, — отметил Олег Матвеев. — Они направлены на укрепление братского взаимоотношения между народами России и Румынии. Едва ли не самую значительную часть его литературного наследия составляют проповеди и речи, которые снискали ему славу замечательного оратора. Тематика проповедей разнообразна: раскрытие догматического учения Церкви, христианская антропология, монашеская аскеза, обличение нравственных пороков, в особенности пьянства. Как проповедника его ставили в один ряд с Филаретом Московским.

Иерей Евгений Зайцев прочитал доклад о педагогической деятельности митрополита Арсения (Стадницкого). Он являлся ректором Новгородской духовной семинарии с 1895 года, а с 1898 года — ректором Московской духовной академии. В те годы начинались различные студенческие волнения: недовольство дисциплинарными мерами, необходимостью посещать богослужения, запретом концертов, попытки студентов заявить свою причастность к политической деятельности. Как ректор, митрополит Арсений пытался переключить внимание студентов на учёбу, при вмешательстве полицейской власти вставал на их защиту.

— В проблеме студенческих волнений он видел больше внутренние причины, чем внешние, — пояснил иерей Евгений Зайцев. — Он считал, что либеральные заигрывания с молодежью явились результатом того, что сам строй духовных школ был никуда не годен. Одной из главных проблем была кастовость духовного сословия, которая приводила к удерживанию в духовных школах юношей, которые по духовной стезе идти вовсе не хотели. Эти юноши не могли выйти из сословия и учиться в других местах. Сюда уходили корнями случаи, когда из духовной академии выпускались атеисты.

Митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) (1862–1936) – один из крупных церковных и государственных деятелей первой трети XX века, его имя связано с Новгородской землёй. Был одним из трех кандидатов в патриархи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее