«Мы своей жизнью должны возвещать Божественную любовь и надежду; своим отношением к людям, окружающим нас, быть свидетелями Христовой любви».

10 апреля. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в деревне Юрьево Парфинского района.

«Только что, дорогие братья и сёстры, мы услышали Евангельский рассказ о том, как Христос незадолго до Своих страданий, подозвав двенадцать учеников, стал говорить им о том, что ожидает Его спустя несколько дней в Иерусалиме. Это было уже третье предсказание о Его страданиях, смерти и воскресении, и каждый раз Спаситель раскрывает нечто большее. И здесь Он говорит о том, что Сын Человеческий будет предан первосвященникам и книжникам, они отдадут Его язычникам, Он будет мучим, Его убьют, но в третий день Он воскреснет. Наверное, страшно звучали для учеников эти слова, потому что они лелеяли в своих сердцах совсем другие представления о Мессии, Царе, которого ждали иудеи; а апостолы были плоть от плоти своего народа. Вспомним, что спустя несколько дней при входе в Иерусалим Христу устроят встречу как земному царю с криками: «Осанна!». Ученики и народ будут встречать своего Царя, но при никто не мог вместить Его слов о том, что Сын Человеческий будет предан, Его убьют, но в третий день Он воскреснет. Всё это не совпадало с привычным представлением о Мессие, Царе и Спасителе.

И как бы не только не понимая того, о чём только что сказал Христос, но и отгоняя эти страшные мысли, двое из Его учеников, братья Иаков и Иоанн, подходят и просят, чтобы Он исполнил их просьбу — дал занять первые места в грядущем Царстве. Для них Он всё равно земной царь, и Он идёт в Иерусалим, чтобы принять Своё Царство. Они просят, чтобы Он сделал их самыми главными приближенными, Своей правой и левой рукой. Но Спаситель им отвечает: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк.10:38). Когда Господь говорит о чаше, то Он использует уже устоявшийся библейский образ испытаний и страданий. Эта же «чаша» появляется в Его Гефсиманской молитве: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). А когда Он говорит о крещении, то это слово может ввести нас в заблуждение, будто это сказано о каком-то обряде. Но здесь имеется в виду первоначальный смысл греческого слова, которое переводится на славянский язык как «крещение», но буквальный его смысл — «погружение». Речь идёт о погружении в тяжкие испытания, в страдания и в смерть, в конце концов. «Можете ли вы последовать за Мной во всём этом, в этих страданиях?», — как бы спрашивает их Христос. И они, не задумываясь, легкомысленно отвечают, что могут. И вот, Спаситель обещает, что чашу, которую Он пьёт, и они испьют, и крещением, которым Он крещается, и они будут креститься. Но кому дано будет воссесть справа и слева у престола Царя, определит Отец Его Небесный. Ответил им так, чтобы они могли понять.

В этих словах заключается пророчество о будущей судьбе этих братьев, и, надо думать, всех учеников, всех истинных последователей Господа. И действительно, апостол Иаков Заведеев первый из Двенадцати принял мученическую смерть, об этом рассказывается в книге Деяний Святых Апостолов. Тем самым он последовал за Христом, крестился крещением, каковым крестился Сам Христос, испил Его чашу. Про апостола Иоанна Богослова трудно сказать то же самое — по всей видимости, он прожил долгую жизнь. Но вся эта жизнь сопровождалась гонениями, терпением различных скорбей, ссылками. В конце концов, он скончался в глубокой старости после многих трудов. Правда, хотя это и не отражено в его житии, но в древней Церкви было предание, что он тоже стал мучеником. Тем не менее, надо полагать, эти слова относятся не конкретно к этим двум братьям, а ко всем истинным последователям Господа, которые, если действительно следуют за Христом, то будут идти путём скорбным, путём испытаний и скорбей, тесным путем, как сказано в Евангелии. Но именно этот путь следования за Христом, и есть путь освобождения, путь к Воскресению, к жизни и спасению.

Вот о чём говорит Христос Своим ученикам — у них не должно быть никаких иллюзий, они не будут царствовать в этом мире. Царство, которое возвещает Христос, не имеет никакого отношения к какому бы то ни было земному царству — ни к монархии в Иудее, ни к последующим христианским государствам. Царствие Божие не похоже ни на один вид человеческого града, оно превыше всего, это нечто совсем иное, оно не от сего мира, как сказал Христос Пилату. Также, Он говорил Своим ученикам: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Каким образом оно может быть внутри нас? Если бы ученики, те же самые Иаков и Иоанн, тогда уразумели, то Царствие Божие это, как сказал один из богословов современности, «распятая на Кресте любовь Бога к человеку», и представили себя, таким образом, справа и слева на крестах, они бы, конечно, ужаснулись и умолкли бы со своими легкомысленными просьбами. Царствие Божие, возмещаемое Христом, это Царство Божией любви, которая отдаёт всю себя, для того, чтобы исцелить этот мир, воскресить падшее создание, спасти человека. И мы становимся причастными этому Царству, оно начинает жить внутри нас, если мы живём по законам этого Царства, то есть по заповедям Христовым. А Он учит Своих учеников любви, прежде всего: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин.15:17). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35)», — вот отличительный признак подлинных учеников Христовых. По этому признаку мы и узнаём подлинное Христианство, подлинное Евангелие, подлинное провозвестие Царствия. Там же, где звучит нечто другое — проповедь ненависти, собственной исключительности, политического или национального превосходства — это антихристианство.

Интересен также рассказ в Евангелии от Луки об одном событии, случившемся тоже перед страданиями Христа. Когда Он шёл в Иерусалим, то состоялся диалог с теми же самыми Иаковом и Иоанном. Они предлагали Ему помолиться и свести огонь
как сделал когда-то пророк Илия. Но свести огонь на самарян, которые не приняли Спасителя, Который имел вид иудейского паломника, путешествующего в Иерусалим. О вражде иудеев и самарян мы знаем из Евангелия, из беседы Христа с самарянкой, в частности. И вот эти ученики, тогда ещё, конечно же, заблуждающиеся, ещё не просвещенные Духом Святым в день Пятидесятницы, предлагают Христу помолиться и свести огонь на это самарянское селение. На что Спаситель отвечает: «Не знаете, какого вы духа» (Лк.9:55). Даже мыслей таких, как бы говорит Он, не должно быть у вас. И затем Он сказал о Себе: «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:56).

Важный урок для всех нас, сегодняшних христиан, да и для христиан всех поколений. Если мы хотим быть Христовыми, жить по Евангелию, идти по пути к жизни вечной, то в нашем сердце не должно быть места для ненависти, самопревозношения, непрощения, злобы или гордыни. Пусть нашим подлинным, истинным Учителем будет Сам Христос. Будем слушать только Его, чтобы быть Его верными учениками, быть закваской для этого мира, чем и призвана быть Церковь. «Вы — соль земли… Вы — свет мира» (Мф.5:13, 14), — говорит Спаситель. Как свет может проповедовать тьму, проповедовать ненависть? Мы своей жизнью должны возвещать Божественную любовь и надежду; своим отношением к людям, окружающим нас, быть свидетелями Христовой любви. Мы должны быть Его орудиями, помощниками в этом мире, Его руками, правой и левой, если использовать этот образ. В добродетели, в святости, в помощи ближним нашим, в милосердии и в любви людям и ко всему творению. В этом и будет заключаться наше следование за Христом. Путь этот труден, но в мире всегда будет много скорбей. Следование же за Христом будет иметь, по крайней мере, радостное и светлое измерение, ведь это путь к Воскресению, путь за Тем, Кто есть Сам наше спасение и наше искупление. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее