1 января. Проповедь епископа Арсения в Софийском соборе.
«Всех вас дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с воскресным днём и с наступившим новолетием, которое мы отмечаем по гражданскому календарю. И согласно традиции, во всех храмах Русской Православной Церкви вчера и сегодня звучат слова новогодних молебнов. Мы обращаемся к Богу с просьбой о том, чтобы Он благословил наступающий год, а также приносим Ему благодарение за год минувший. Если мы внимательно вчитаемся в слова молебна на начало нового лета, то мы увидим, что это благодарственный молебен. Мы приносим Богу благодарение за прошедшее лето, прежде всего, а потом испрашиваем Его благословения и на грядущее. У каждого из нас, как и у общества в целом, много проблем, трудностей, много скорбных событий, но сердце христианина всегда чувствует то, за что можно вознести благодарение Господу.
Если мы внимательно всмотримся в каждый день своей жизни и в тех людей, которые нас окружают, а это, прежде всего, близкие люди, в те обстоятельства жизни, во всё, что с нами происходит, то мы увидим, как минимум, один повод для благодарности. Прежде всего, это сам этот день, в котором Господь нам дарует свет видимый, в котором Господь нас призывает к жизни. Мы приносим Ему благодарение за творение мира, в контексте новогоднего молебна, и в течение каждого дня мы можем увидеть множество событий и поводов для благодарности Богу. А из нашего благодарения складывается вся наша жизнь, не случайно, что и важнейшее Таинство в Церкви называется Евхаристия, что значит «благодарение». Это Таинство, в котором мы возносим благодарение Богу за всё, что Он совершил ради нашего спасения, и в благодарности приносим Ему, как жертву, простые дары земли: хлеб и вино. Но Он тут же возвращает их нам, наполняя их Своим Божеством, как Тело и Кровь Христовы, для того, чтобы мы были сопричастны Ему, чтобы мы были сопричастны не только жизни временной, но и жизни вечной.
И это второе важнейшее для каждого христианина событие, за которое мы возносим благодарение Богу. Не только потому, что Господь призвал нас в этот видимый мир, но и потому, что Он призвал нас в жизнь вечную, просветил нас светом Своей веры, и через Таинство Крещения и Евхаристии делает нас наследниками Царствия Своего. Уже только за одно это можно всю жизнь благодарить, несмотря на то, что и каждый день преподносит нам массу возможностей и поводов для благодарности Ему. Люди, окружающие нас, Его дары и эта жизнь, и дарованная нам жизнь вечная – всё это призвано быть предметом нашей благодарности и радости. Но часто так получается, что мы не замечаем всего этого, всё своё внимание сосредотачиваем на каких-то проблемах мнимых или реальных, как-будто бы вся наша жизнь сводится только ним. Но если мы внимательно посмотрим, то увидим, что даров и благодеяний Божиих гораздо больше. И даже на те сложности, обстоятельства и проблемы мы тоже можем посмотреть сквозь призму Промысла Божиего, как на воспитательные, очищающие средства, которые нас возвышают для вечности. И за это мы тоже благодарим Господа. Примером чего нам служит великий святой отец, которого мы поминаем на каждой Божественной литургии, святитель Иоанн Златоуст, последними словами которого были: «Слава Богу за всё!». И мы скажем от всего сердца, от всей души, в этот день, в начале нового лета: «Слава Богу за всё! Господи, благодарю Тебя за всё, за все дни жизни моей, за всё Твоё промышление обо мне, особенно же за спасение, которое Ты совершил во Христе Иисусе».
И вот, есть ещё одно важное измерение нашего Нового года, который называется гражданским, но вообще-то у него есть привязка к празднику Рождества Христова. Ведь именно с пришествием Христа начинается то новое «лето Господне благоприятное» (см. Лк. 4:19), о котором мы вспоминаем особенно в дни праздника Рождества Христова. Это новое время, Новый Завет, новая эпоха – спасения, искупления, усыновления всех нас Богу, возвращения к Отцу. Очень важно помнить об этом и сегодня, и благодарить Бога за всё, что Он совершил ради нашего спасения, совершает и продолжит совершать.
В последнее воскресение перед Рождеством Христовым, мы ещё вспоминаем Святых отец, сегодня так называются предки Христа по плоти. Прошлая неделя была неделей Святых праотец, когда мы вспоминали вообще ветхозаветных праведников и патриархов, среди которых тоже были предки по плоти Господа Иисуса Христа. Но сегодня мы особенно обращаем внимание на тех из них, которые стали Его семьёй, Его предками по человечеству. Если мы внимательно посмотрим на родословную Спасителя, которая звучала сегодня в Евангелии от Матфея, то мы увидим, что там не только святые, но и обычные люди, как мы с вами. И это также означает, что Господь, явившийся в этом мире, сделал всех нас, всё человечество, через восприятие человеческой природы, близкими, сотелесными Ему, Своими сродниками. Отныне наше родство на небесах. Сам Господь Иисус Христос, Богочеловек, совершает наше спасение, и в Нём мы имеем теснейшее единство со Отцом, с Богом. Христос, как Его называет апостол Павел, есть новый Адам. Как ветхий Адам стал начальником человечества, подверженного смерти, так и в новом Адаме рождается новый народ, человечество, предназначенное к жизни. И как новый Адам победил смерть и вошёл в славу Отчую, будучи Главой Церкви, так и всё тело (то есть, Церковь, мы с вами) предназначено к Воскресению, к восстанию, к восшествию в эту славу.
Это всё то, о чем мы будем размышлять, что мы будем слышать, что будем воспевать в последующие дни в словах рождественских песнопений. Но обратим внимание также на эти имена, которые сегодня прозвучали в Евангельском чтении. Людям порой кажется, что это самое скучное место из Евангелия, простой перечень древнееврейских имен, но они звучат сегодня как благовест, как пророчество, как обетование о нашем спасении. Это благая весть о том, что Христос воистину стал человеком, стал одним из нас, вошёл в этот мир, вошёл в нашу историю для того, чтобы наполнить её Собою, наполнить нашу жизнь Собою. Будем всегда Ему благодарны за это, будем жить в свете этого, в Божием присутствии, со Христом – по Его слову, по Его заповедям, исполняясь решимости следовать Евангелию, делая добро ближним, находя в себе силы прощать, противостоять злу, а также с милосердием относиться ко всем людям и ко всему творению Божиему. Через несколько дней наступит светлый праздник, и мы со всей Церковью земной и небесной будем воспевать Господа. И пусть эти слова также направляют всю нашу жизнь, возвышая, освящая и вдохновляя: «Христос рождается — славьте, Христос с небес — встречайте»! Аминь».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: