19 января. Проповедь епископа Арсения после Божественной Литургии в Иверском Валдайском монастыре в праздник Крещения Господня.
«Всех вас, дорогие братья и сестры, приветствую и поздравляю с великим праздником Богоявления, или Крещения Господня! А также передаю вам поздравление и благословение митрополита Новгородского и Старорусского Льва. «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный» (кондак Богоявления). Вчера на всенощном бдении мы уже вспомнили о трёх важных темах этого праздника. Во-первых, это воспоминание о явлении Бога в мире, и это та же самая радостная весть, тот же самый смысл, который заложен в празднике Рождества Христова. Во-вторых, это начало земного служения Господа Иисуса Христа, начиная от Крещения на Иордане от Иоанна. И, в-третьих, в этом празднике сквозит тема света. Светом, Который есть жизнь всякого человека, грядущего в мир, является Сам Христос — Бог, Который явился в этом мире, как мы воспеваем в кондаке настоящего праздника.
В праздновании Крещения Господня заключен ещё один важнейший смысл. С этим событием связано первое откровение о том, что Бог есть Святая Троица — Сын крещается от Иоанна на Иордане, Бог Отец свидетельствует о Нём, как о Своём Сыне, и Дух Святой в виде голубя нисходит на Господа Иисуса Христа. То, о чëм Ветхий Завет мог только смутно догадываться, но ясно не провозглашал, как и том, что Бог есть любовь, в Новом Завете эти провозглашается открыто. И с этого времени, с момента начала христианской Церкви, апостолы, проповедующие Евангелие, совершали Крещение, как и сейчас его совершает Церковь, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И можно говорить о том, что это было первое явление всей Святой Троицы в мире, не прикровенно, каким было явление Аврааму, а явным образом — в событии на Иордане. Поэтому это ещё и праздник Троицы, как это ни удивительно — в этот день мы вспоминаем и прославляем всю Святую Троицу за дело нашего спасения, ведь наше спасение совершается всей Святой Троицей, Господом нашим.
И наконец, ещё одна важнейшая тема — это освящение воды. «Днесь вод освящается естество», — воспеваем мы в песнопениях этого дня. И под водой мы, прежде всего, видим некое указание на ту бездну небытия, из которой когда-то возник мир (см. Быт. 1:2). Вода во древних восточных культурах была образом хаоса, разрушения, может быть, даже смерти. Можно говорить символически, что Христос, сходящий в Иордан, в эту водную бездну — это икона иконы Воскресения (Схождения во ад), когда Христос вступает в настоящую бездну, во тьму смертную. Это прообраз Воскресения, пророчество о Воскресении, предуказание на то, ради чего Господь и явился в этом мире. Он явился победить древнего врага — смерть и восстановить всё творение в первозданной славе, чистоте и правде; вернуть Богу не только заблудшего человека, но спасти всё творение, на котором лежит печать греха. И это же касается и водной стихии, которая не только является образом хаоса, не только является образом разрушения (тут можно вспомнить библейский рассказ о потопе). Вода — это и колыбель жизни, это та стихия, в которой зародилось всё сущее. Христос — новый Адам, Он явился не только для того, чтобы восстановить человеческую природу, но чтобы восстановить и обновить весь мир. И действительно, сегодня «вод освящается естество», не буквально в этот день каждый год, а в пришествии Бога в мир, в том событии, которое мы отмечаем в празднике Богоявления. В нём начинается воссоздание всего мира, спасение нашего мира. В общем-то, Пасха и Богоявление – это праздники, кратко передающие всю суть христианства, всю историю нашего спасения. Бог явился в этом мире, чтобы спасти нас, победить смерть, воскресить и вознести к жизни вечной. Это важнейшие смыслы, которые лежат в основе праздника Богоявления, или Крещения Господня.
Но если мы обратимся к нашей практике, то увидим, что с этим праздником, как ни с каким другим, связано множество суеверий. Прежде всего, это связано с отношением к крещенской воде. Самое, может быть, безобидное суеверие (возможно, это наследие советского периода) заключается в том, что некоторые старые прихожане различали воду 18-го и воду 19-го января, кануна и самого праздника, как некую «крещенскую» и «богоявленскую», или «крещенскую» и «иорданскую». Это различение будто пришло из русских сказок о живой и мёртвой. Но! Это одна и та же святая вода, освящённая тем же самым Духом Святым. Поэтому нет никакой разницы, набираем ли мы святую воду 18-го или 19-го января. Конечно, сам обряд освящения, который совершается накануне, имеет историческое объяснение. Когда-то в этот день в древней Церкви совершалось крещение (как это было и накануне Пасхи), и для этого освящалась вода. Освящение же воды в самый день праздника — это другая традиция, восходящая к Иерусалимской Церкви, когда в этот день освящался Иордан.
Другое распространенное суеверие заключается в том, что люди нецерковные или малоцерковные, которые почти не бывают в церкви, стремятся непременно окунуться в этот день в проруби, думая, что они тим самым получат какую-то особую благодать, омоются от грехов, станут ближе к Богу. Это не так. Вода не приближает нас к Богу, вода не может нам заменить Таинства Церкви. Самым важным и главным событием этого дня, что очевидно для каждого христианина, является Божественная Литургия и причастие Святых Христовых Тайн. В этом полнота праздника, и только в этом. А окунание в прорубь — это необязательное дополнение, благочестивая, но не всегда и не везде распространённая, даже в Русской Церкви, практика. И нельзя говорить о том, что это церковное проведение праздника. Ведь мы видим, что у купели собираются люди самых разных настроений, мировоззрений, нередко в состоянии опьянения, дерзновенно думая, что их купание в проруби сделает их чистыми, сделает их каким-то волшебным образом здоровыми, святыми. Когда мы относимся к этому правильно, как к необязательной традиции, дополняющей церковное проведение праздника, то в этом ничего плохого нет. Но когда мы подменяем церковную суть праздника прорубью, то в этом заключается суеверие, тем более кощунственное, когда мы думаем, что Бог обязан нам помочь, обязан нас сделать здоровее, чище и святее. И часто мы видим на практике, что это далеко не так, и происходит много печальных случаев.
Настоящее отношение к празднику заключается, прежде всего, в открытии сердца Богу. И открыть его мы можем тогда, когда открываем своё сердце ближним нашим, когда мы больше думаем о близких людях, о тех людях, кто рядом с нами, в нашей семье, в нашем доме, на нашей улице, и даже среди тех, кто нас не любит и ненавидит, но мы находим в себе силы по-христиански относиться к ним. И в этом будет главный урок любого праздника, и особенно этого великого праздника: явление Бога в этом мире призвано спасти, изменить нас, наши души, нашу жизнь, наше отношение к Богу и к ближним. И когда это происходит, это становится настоящим христианским плодом праздника. Когда праздник будет поводом для того, чтобы мы вспомнили о главнейших заповедях. И мы не говорим о каких-то невероятных делах, к примеру, отправиться в Африку и накормить всех голодных. Но хотя бы позвонить родителям, простить человека, самому попросить прощения, а у нас у всех есть люди, у которых нам следовало бы просить прощения. Тогда это было бы не простым обрядоверческим отношением к событиям и праздникам Церкви, а подлинно христианским, подлинно евангельским отношением, таким, которое освещает и нашу жизнь, и жизнь тех людей, которые окажутся рядом с нами. В этом вся суть. Ведь Христово пришествие просвещает каждого человека, открывающего своё сердце для Него, а когда мы открываем свои сердца для Христа, то значит, что мы открываем их для ближних. Это изменяет и наш жизнь, наполняя её светом, добром, любовью, милосердием, состраданием и прощением. С праздником!».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: