Проповедь епископа Арсения в Покровском соборе

5 февраля 2023 года. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

«Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас сердечно приветствую и также передаю приветствие владыки митрополита Льва, по благословению которого мы совершили сегодня, в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, торжественную Литургию. Это празднество скорбное, но в то же самое время поучительное и обнадеживающее. Это воспоминание о наших сродниках, если не по крови, то по вере, которые жили совсем недавно, в первой половине XX века. Они проявили твёрдость веры, верность Христу и Его Церкви, их не могли сломить самые тяжёлые обстоятельства, самые тяжёлые гонения, самые тяжелые скорби.

Новомученики Церкви Русской называются так, потому что это новые мученики, по сравнению с теми, которых Церковь знала ещё со времён древности, со времён гонения на христиан в Римской империи, когда появились первые святые, почитаемые Церковью. Это и были мученики за Христа. И сегодня мы слышали слова апостола Павла, которые наставляют всех верных христиан, которые так убедительно звучат на примере памяти святых мучеников. Апостол говорит, что ни высота, ни глубина, ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ничто не может разлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем (См. Рим. 8:35-39). Эти наставления были сказаны для всех христиан – и для тех, кто слушал слова апостола Павла тогда, и для тех, кто с благоговением читает его писания сегодня.

В них выражена сама суть христианского отношения к Богу: ничто не может нас разлучить со Христом! Во Христе человек усыновляется Богу Отцу, через Таинство Крещения входит в Церковь, в народ святой, в народ избранный, предуставленный ко спасению, предуставленный к жизни вечной. Но в мире сем Церковь совершает своё странствие в разных обстоятельствах, и очень часто эти обстоятельства как раз стремятся заглушить Христово благовестие, стремятся упразднить Крест Христов. С самого начала ранняя Церковь столкнулась с ненавистью мира сего, с гонениями, с преследованием, с попыткой физически уничтожить христианство. Но этот трудный, скорбный период Церковь с честью прошла, так что сама империя гонительница уже в скором времени, в IV веке, объявляет себя христианской и поклоняется распятому и воскресшему Христу.

Господь Своим неизреченным промыслом судил Церкви Русской в XX веке, может быть неожиданно для многих её чад, пройти через ещё более тяжёлые испытания, чем это было во времена первохристианства. Но с той разницей, что у нашего народа за плечами был исторический опыт не язычества, а Православия, и при этом люди стали поднимать свои руки на священнослужителей, на всех верующих. Это были те, кто стал забывать свои святыни, осквернять храмы, уничтожать иконы, и это трагический и печальный факт нашей русской и церковной истории. И поэтому сегодняшний праздник – это и торжество Церкви Русской, земной, и небесной Церкви – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, превосходящий и по численности, и по тем испытаниям, гонениям и скорбям соборы всех древних христианских мучеников. И в то же самое время это скорбный и покаянный день, потому что новомученики и исповедники Церкви Русской принимали эту смерть не от иноплеменников, завоевавших наше Отечество, не от Орды, не от язычников, а от людей, которые были им единокровны и единоверны. Но они, эти люди, отошли от веры, сняли кресты, отреклись от Бога, поэтому этот день ещё и покаянный, день, в который мы должны задуматься о том, что же произошло тогда в начале XX века? Почему народ с таким безумием бросился в бездну, восстал на свою историю, на свою веру, на своего царя? Что происходило в нашем Отечестве?

К Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской принадлежат люди всех сословий, всех возрастов, мужчины и женщины, архиереи и простые люди, крестьяне и аристократы, рабочие и интеллигенция. Они – наши наставники и голос нашей совести. Следуем ли мы путём веры, путём верности Богу сегодня, когда исповедовать Христа относительно безопасно, когда жить по-христиански и реализовывать в своей жизни христианские добродетели может свободно каждый человек? Ведь, несмотря на нашу слабость, несмотря на нашу греховность, стараться жить по Евангелию и следовать за Христом в силах каждого из нас! И сможем ли мы сделать хотя бы несколько шагов по этому пути, чтобы хоть отчасти быть достойными памяти новомучеников, их молитв и предстательства за нас?

Сегодня также Неделя о мытаре и фарисее, это один из подготовительных к Посту воскресных дней и даже седмиц. И сегодня, читая притчу о мытаре и фарисее, мы научаемся кое-чему важному для христианина – смирению. Поэтому и сегодня нам со смирением следует посмотреть на себя. Небесная слава святых земли Русской, новомученников и исповедников – это не наша заслуга. Напротив, их подвиг, их молитвенное предстательство перед престолом Божиим – это лучший залог того, что наша вера не была уничтожена и смогла возродиться. «Создам Церковь Мою, – сказал Христос – и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Мы видим как в истории много раз это слово сбывалось. Если посмотреть на историю Церкви в советской России, то мы увидим, что накануне Великой Отечественной войны Церковь, фактически, была в руинах, оставались только немногочисленные приходы, на которых несли своё служение ещё меньше священнослужителей.

Вот с чем подошла наша Церковь к началу 40-х годов. Но несмотря на все гонения, несмотря на репрессии, власть не смогла искоренить веру в народе. И там, где может быть был один храм на весь район, а подчас и не было храма, в сердцах простых людей вера продолжала теплиться. Люди стремились ко Крещению и Причастию, стремились иметь дома хоть какую-то духовную литературу, передать хоть каплю веры своим детям и внукам. И вот, во-первых, молитвенное предстательство новомучеников и исповедников Церкви нашей, а во-вторых, верность Богу простых людей, которые сохраняли веру в самые тёмные времена, стали лучшим залогом того, что в начале 90-х годов началось возрождение Православной Церкви на исторической территории нашего Отечества.

Сегодня мы отдаём должное памяти святых, знаемых, прославленных Церковью, и их же имена знает Сам Господь, тех, кто пронёс свою веру через эти скорбные годы, и тех, кто сохранил для нас храмы. Со смирением, с покаянием, личным, прежде всего, покаянием, постараемся следовать этим путём – путём верности Богу, путём святости, путём любви, путём прощения, путём добродетели, путём мира. Для того, чтобы не только новомученики, но все святые земли нашей были воистину нашими наставниками, которым не будет стыдно за нас перед Богом, но которые скажут о нас словами пророка перед Престолом Божиим: «Вот мы и дети, которых дал нам Господь» (см. Ис. 8:18). Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее