«Мы с вами можем жить с Богом Спасителем нашим и в этой жизни, и в вечности»

15 февраля. Проповедь епископа Арсения в храме Сретения Господня в Антоново.

 «Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господня, престольным праздником и одним из величайших праздников Православной Церкви, и передаю вам приветствие митрополита Новгородского и Старорусского Льва. Само славянское слово “сретение» как бы уже наполненно особым смыслом и надеждой на встречу с Богом, в нём чувствуется дыхание вечности. И в этот день мы вспоминаем событие, которое совершилось на сороковой день по Рождестве Христовом. Младенец Иисус был принесён Своей Материю и праведным Иосифом в Иерусалимский храм для того, чтобы совершить всё положенное по закону Моисееву, принести жертву за первенца, как этого требовал Ветхий Завет. И в этом храме происходит необычайное – младенца Иисуса встречает некий старец, который ожидал явления Спасителя, ибо этому старцу Симеону было обещано, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:26). 

Много древних преданий было связано с этим старцем, и по одному из них он был, возможно, священником этого храма. И вместо того, чтобы произнести обычную молитву благословения, с какой священники обращались к Господу во время этого обряда, он сам обращается к Тому, Кто у него на руках, как к Господу и Владыке всего мира со словами: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое» (Лк. 2:29-30). И дальше старец Симеон пророчествует Пречистой Матери Спасителя, что Ей Самой оружие пройдёт душу (см. Лк. 2:35), потому что этот младенец, о котором пророчески возвещает старец, лежит здесь на падение и восстание многих (см. Лк. 2:34). И действительно, мы знаем, что не только вся история, но, можно сказать, весь род человеческий делится на тех, кто принимает Христа, кто принимает свет спасения, который принёс Господь, и на тех, кто либо воюет с Ним, ненавидя этот свет, либо живёт так, будто никакого света нет, отвечая полным равнодушием по отношению к Богу.

В событии праздника Сретения Господня мы можем углядеть несколько важных смыслов. Прежде всего, это тот же смысл, который лежит и в основе праздника Рождества Христова, неслучайно праздник Сретения в древней Церкви венчал собой весь цикл Богоявленских праздников. Это радость о пришествии Бога в мир, радость о спасении, которое совершается Христом ради каждого из нас. Спаситель приходит в мир ради каждого из нас, ради каждого из нас Он побеждает смерть, чтобы каждого из нас сделать причастником Своего Воскресения и наследником жизни вечной. В самом событии встречи старца Симеона и младенца Христа в Иерусалимском храме Церковь с древних времен видит и глубоко символический смысл. Он, конечно, не отменяет всей значимости личной для старца Симеона встречи, но это событие символизирует ещё и встречу Ветхого и Нового Завета, и Ветхий Завет уступает место Новому. 

Как пишет в своем слове на Сретение Господня святитель Кирилл Иерусалимский, «да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк 2:29): ныне разрешаешь меня от вечных уз: ныне разрешаешь меня от тления: ныне разрешаешь меня от смерти; ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже!». И с этим же событием связано то таинственное, то невероятное, то, может быть, самое главное событие, которое происходит в жизни каждого человека. Это – встреча с Богом. Этот праздник как бы иконописно изображает встречу каждого человека со Христом. Когда мы узнаём Христа в нашей жизни, встречаем ли мы Его в храме, или в обстоятельствах жизни, встречаем ли мы Его в лице других людей, каждый сознательный христианин может вспомнить этот момент. 

Может быть, даже трудно передать словами, что он почувствовал, и как происходила эта встреча, но память о ней, о той точке, с которой начинается наша жизнь во Христе, находится глубоко в сердце каждого человека, обращающего свои молитвы к Богу, обращающего свои надежды на Христа, Примирителя нас с Богом и Победителя ада. Окрыленный этой надеждой старец Симеон покинул Иерусалимский храм, а это значит, что и каждый человек, оказывающийся на пороге временного жития, переступая этот порог в вечность, должен помнить об этом свете, об этом Младенце, о Боге, явившемся в мире – об этой реальности, которая ныне не может быть отменена. И мы с вами в этой реальности находимся, мы с вами можем жить с Богом Спасителем нашим и в этой жизни, и в вечности. Вот в этом уникальность, вот в этом вечная радостная весть христианства, источник величайшей силы, источник христианской святости, источник наших усилий творить добро, нашей жизни с Богом, нашей любви к Нему и к ближним нашим. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее