«Господь в поисках заблудшего Адама является в этом мире, и, не найдя на земле, даже до ада сшел еси Спасе, ища его»

25 февраля. Проповедь епископа Арсения в Иверском Валдайском монастыре.

«Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с престольным праздником Иверского собора и Иверского монастыря. А также передаю вам приветствие и благословение священноархимандрита обители митрополита Новгородского и Старорусского Льва.

Почитание Матери Божией дорого сердцу православного человека не толь­ко сегодня. Это то, что сопровождает Церковь на протяжении всей её истории. И в этом почитании Богородицы мы можем отметить два важнейших момента. Первое — и это является прямым следствием Евангелия, той самой Благой вести, что Сам Бог явился в этом мире ради нашего спасения. В самом наименовании «Богородица», традиция, которого была освящена III Вселенским собором, мы подчёркиваем, что родившийся от Неё Господь Иисус Христос, является Богом, воплотившимся, явившимся в этом мире ради спасения человека, воспринявшим падшую человеческую природу, на языке святых отцов — падшего Адама, для того, чтобы её преобразить и спасти, для того, чтобы её наполнить славой Своего Божества. По сути, православное почитание Богородицы является также продолжением той самой Благой вести, проповеди, которая является сердцевиной самого христианства, о Боге, явившемся в этом мире ради нашего спасения.

Второй момент, который следует из первого, заключается в том, что для любви Божией к этому миру нет никакой преграды. Сама Любовь становится человеком ради спасения каждого из нас, и Господь в поисках заблудшего Адама является в этом мире. И, как сказано в одном из песнопений Великой Субботы, «не найдя на земле, даже до ада сшел еси Спасе, ища его». Спаситель победил смерть, даровал нам вечную жизнь. Именно на основании Воскресения мы можем говорить теперь, что древний враг — смерть — получил смертельную рану, и наступит время, когда его самого уже не будет. Эту веру мы исповедуем в словах Символа веры «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Но и сегодня, в чаянии общего воскресения, Церковь небесная и Церковь земная составляют единое целое, потому что, как сказано в Евангелии, «у Бога нет мертвых, но все живы» (См. Лк. 20:38). Как здесь, на земле, мы бываем объединены в молитве, особенно, когда близкие люди друг за друга молятся, то же самое происходит и с Церковью небесной по отношению к земной, и с нами по отношению к Церкви небесной. Мы молимся и за усопших, потому что они живы в Боге, и небесная Церковь предстательствует за нас собором святых. Они живы, и мы живы. Только мы ещё в странствии, мы ещё на земле, а они уже перешагнули ту черту, тот порог в инобытие, в вечность, и они силою воскресшего Господа вкушают плоды вечной жизни.

И это молитвенный опыт всей Церкви, начиная с первых веков, когда молились за всех христиан и за пострадавших за Христа мучеников. И к ним самим (т.е. к мученикам) обращались, как к живым, с просьбой ходатайствовать за нас христиан, живущих на земле. В почитании святых и в молитве за усопших выражается вот эта радостная надежда Церкви на то, что смерть преодолена, что Христос Спаситель её победил. Воскресший из мертвых упразднил смерть, и отныне она — не пугающее ничто, а возможность более полной, более радостной, более всеобъемлющей встречи с Богом. Эта встреча начинается здесь на земле и продолжается в жизни вечной. И как радостно, как отрадно осознавать каждому человеку, который возносит свои молитвы, что мы находимся в этом едином молитвенном потоке, который совершается уже две тысячи лет, когда мы ходатайствуем за всю Церковь, и вся Церковь ходатайствует за нас. Когда мы обращаемся к святым, и они предстоят перед Богом за нас.

И наконец, в этом соборе святых, конечно, особое место занимает Та, Которая стала Материю нашего Спасителя, Та, Которую Церковь величает как Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Она простирает Свой покров над всеми верными, над всеми нами. И во всём этом — источник бесконечной надежды, радости и сил для каждого из нас. Нет никакого смысла унывать, опускать руки, отчаиваться в своём спасении. Если бы не было Спасителя, тогда можно было бы отчаиваться. Если бы не было собора святых, которые предстательствуют за каждого из нас, тогда можно было бы отчаиваться. Наконец, если бы не было Матери, Которая является Материю не только нашего Господа, а всех нас, тогда мы могли бы опускать руки. Но чудо Церкви заключается в том, что мы вовлечены в эту Божию любовь, в эту жизнь, в это избранничество. Только если мы сами не захотим последовать за Христом, только тогда мы не сможем войти в Царствие Божие.

Будем вдохновляться нашей верой, Словом Божиим, молитвами святых, молитвенным покровом Матери нашего Искупителя. Тогда мы сможем преодолеть всё зло, все напасти, все искушения, всякую ненависть, всякие раздоры. Тогда мы будем теми, кем и хотел бы нас видеть наш Господь и Учитель: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35), — сказал Он. А также: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Аминь. С праздником!».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее