«Постараемся смотреть на всех людей — и любящих нас, и ненавидящих, не глазами слабого грешного человека, а глазами Самого Христа — с любовью, с милосердием и с состраданием»

26 февраля. Проповедь епископа Арсения в Неделю воспоминания изгнания Адама и Евы из Рая, после Литургии в Софийском соборе Великого Новгорода.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Церковное время, дорогие братья и сёстры, удивительным образом сочетает в себе воспоминания о событиях Священной истории, настоящее и вечность, делая нас сопричастниками этим событиям. Так, например, каждый воскресный день, будучи в древних календарях первым днём недели, служил напоминанием о первом дне творения, когда Бог сотворил свет. Будучи же днём, который следует за седьмым, то есть за субботой, и днём, в который воскрес Господь, он знаменует также и будущее всеобщее воскресение, начало вечного Царствия, образно называясь днём восьмым. На каждой Божественной литургии предстоятель молится в евхаристической молитве, воспоминая о великих делах, совершенных ради нашего спасения Христом: о Тайной Вечере, Кресте, Воскресении, Вознесении. И затем говорится о событии, которое только ожидается в земной истории — «второе и славное паки Пришествие». Ещё пример: в прошлое воскресенье мы вспоминали Страшный суд, когда в контексте подготовительного цикла к Великому посту читалась притча о Страшном суде. В ней говорится о том, что нас ожидает ещё только в будущем, но является судом для нашей совести уже сейчас. И наконец, сегодняшний воскресный день, в преддверии Великого поста, называется Неделей Адамова изгнания. Это воспоминание отсылает нас к самому началу истории мира. К той истории, которая объясняет наше печальное состояние оторванности от Бога, состояние нарушенной гармонии в мироздании, состояние, когда действуют разрушительные стихии, болезни, страдания и смерть, что, по всей видимости, не входило в первоначальный замысел Божий о творении.

Почему мы сегодня вспоминаем Адамово изгнание? Великий пост, который начинается завтра, это время покаяния. И история наших прародителей, описанная в первых главах книги Бытия символическим, поэтическим языком, не объясняет буквально, но она доносит до нас убедительный факт — первые люди разорвали общение с Богом, отпали от единства с Ним. И в контексте установлений Церкви о том, как следует проводить Великий пост, хочется думать о том, что заповедь о посте даётся нам как бы в исправление непослушания Адама. Отчасти это так, но в этой заповеди, конечно, более глубокий и важный смысл. Пост – это время нашего обновления, время рассвета души. Неслучайно, в древних европейских языках это слово переводится как «весна». И в наших богослужебных песнопениях мы тоже слышим это наименование: «Возсия весна постная…» (стихира 1-ая на стиховне в среду вечера Сырной седмицы, глас 3). А весна – это время возрождения, время пробуждения, время, когда весь мир, вся природа и живые существа восстают от зимней спячки, начинают новую жизнь. Это образ того, как наша душа призвана встрепенуться для вечности, воскреснуть для жизни в Боге, для жизни во Христе.

Евангелие, которое сегодня читалось, содержит замечательные наставления о том, как следует провести Великий пост, и оно же является продолжением Евангелия, которое читалось вчера. И эти два отрывка служат самым лучшим наставлением для каждого православного человека о том, что следует иметь ввиду в течение Великого поста. И когда мы раскрываем эти слова из Нагорной проповеди Спасителя, то не видим тщательной регламентации того, что нам можно, а чего нельзя, что вкушать грех, а что не грех. Спаситель обращает внимание на нечто более важное, на то, что является главным содержанием поста, в частности, и жизни христианской во все времена. Прежде всего, это милостыня. Вчерашнее Евангелие говорило о необходимости милостыни и молитвы. Говоря о милостыни и молитве, Спаситель указывает на такой важный момент, что не нужно это делать напоказ: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3), — говорит Он о милостыни. Говоря же о молитве, даёт Своим ученикам в качестве примера молитву «Отче наш», и приводит те же самые наставления — молитва должна быть искренней, а не напоказ. Это предстояние перед Богом, которое может быть и в келье, которое может быть и в тайниках сердца. Молитва может быть и соборной, но никогда не должна быть лицемерной.

И также не случайно, что наставления о милостыни приводятся в преддверии Великого поста, потому что это один из важных смыслов постного делания, начиная с древности. Пост является и временем покаяния, временем личного воздержания и аскезы, это покаянный подвиг перед Богом, особенное молитвенное делание. Но ранняя Церковь не забывала никогда и о том, что пост это также время, когда удобнее творить дела милосердия, и многие ранние христианские писания об этом говорят. И поэтому мы знаем, что в древности христиане не разнообразили свой рацион в Великом посту, чтобы есть больше пищи, но другого качества, может быть, даже больше полезной и дорогой, как подчас случается в нашей жизни. Они ограничивали себя и в пище, и в денежных средствах для того, чтобы разделить это с неимущими. Это, может быть, самое важное, что есть в христианском проведении поста, который помимо личной аскезы может служить и исполнением заповеди о любви к нашим ближним.

А сегодняшние наставления как раз являются продолжением молитвы Господней. В конце вчерашнего чтения были слова: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). И вот сегодня Спаситель нам говорит: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Это важный момент, ведь сегодняшний день называется ещё Прощëным воскресеньем. Согласно православной традиции, мы, вступая в Великий пост, испрашиваем друг у друга прощения. В этой традиции в общем-то не было бы нужды, если бы мы каждый день помнили об этой нашей христианской обязанности и не плодили раздоров, распрей, ссор и обид. Но в этот день Церковь подсказывает нам, что сейчас
удобный момент, чтобы хотя бы сегодня
найти силы попросить прощения не просто у всех и сказать «я всех простил», а примириться именно с тем человеком, которого мы действительно обидели и ранили, или которого мы не можем сами простить и видеть не можем.

Наша христианская жизнь не может быть нормальной, не может быть полноценной жизнью в Боге, если мы будем воспринимать какого бы то ни было человека, как врага. Ненависть, которая раздирает наш мир, должна преодолеваться христианами, учениками Господа, которым Он сказал: «Вы
— соль земли… Вы — свет мира» (Мф. 5:13, 14). Человеческий род раздирается войнами, нестроениями, раздорами, и страдает от этого. Не будем вносить в это свою лепту, а наоборот, постараемся любовью препобеждать всю ненависть, прощением — все обиды, милосердием — всю озлобленность, всё жестокосердие. В этом призвание Церкви, в этом призвание каждого из нас, и не ради постного поприща, которое предстоит нам совершить, а ради Христа, нашего Господа, Который заповедал нам это, Который верит в нас, что мы сможем продолжить Его дело на земле.

Вступая в Великий пост, вспомним также и наставление сегодняшнего Евангелия о том, что пост не должен быть лицемерным. Конечно, Спаситель обличает иудеев, фарисеев того времени, которые театрально показывали себя постящимися. Они ходили со скорбными лицами, в растрёпанной и рваной одежде, являясь в многолюдные собрания, ударяя себя в грудь, стеная и плача, показывали себя великими праведниками и постниками за весь народ. Подчас наше увлечение внешними предписаниями Великого поста напоминает поступки тех людей, которых обличал Спаситель. Мы знаем церковные установления, но не будем полагать в них весь смысл, всю тяжесть Великого поста. Будем, прежде всего, искать богообщения — Бога в нашей жизни. Постараемся почувствовать Его присутствие, Его промысел, Его любовь, Его руку. Постараемся опереться на неё, чтобы с Его помощью исполнить и остальные Его заповеди — о любви, о милосердии, о милостыни, о сострадании, о прощении.


Если мы не задумывались об этом, задумаемся сегодня, если мы были плохими христианами, постараемся стать лучше. Вот, что нам может принести Весна духовная. Она может быть временем рассвета, временем нашего воскресения, а может быть и пустым провождением времени, в ссорах, в осуждении, в бессмысленном голодании и в озлоблении сердца. Да не будет так! Пусть руководящим принципом всех этих дней, как и каждого дня нашей жизни, будет Слово Божие и молитва перед Богом. А также постараемся смотреть на всех людей — и окружающих нас, и любящих нас, и ненавидящих, не глазами слабого грешного человека, а глазами Самого Христа — с любовью, с милосердием и с состраданием. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее