«Великий пост представляется для нас временем странствования, временем нашего паломничества к Святой Пасхе»

Вечер 26 февраля. Проповедь епископа Арсения в Прощёное воскресенье, в Софийском соборе Великого Новгорода.

«Дорогие отцы, братья и сёстры, каждый год с началом весны православные христиане встречают и весну духовную — Пост. Это время обновления, возрождения и покаяния. И как природа просыпается от зимней спячки, так и наши души, часто погрязшие в суете, часто забывшие Бога, забывшие о своем истинном Отечестве, призваны встрепенуться, окрылиться молитвой, постом и покаянием. Каким-то внешним наблюдателям это время может показаться каким-то унылым и тягостным, или же, наоборот, некоторые с энтузиазмом начинают придерживаться постной диеты. Но церковные люди любят это время, и любят совсем по другим причинам — потому что они знают себя, своё состояние, свои немощи. И знают, какую пользу может принести Великий пост, благословляемый Церковью всем её верным чадам. И как вовремя каждый год начинается эта «весна постная» — для того, чтобы нас отрезвить, пробудить, подготовить к достойной встрече светлого праздника Воскресения Господа нашего Иисуса Христа! Таким образом, Великий пост представляется для нас временем странствования, временем нашего паломничества к Святой Пасхе.

Незадолго до начала Поста, на последних трёх воскресных всенощных, поëтся замечательный 136-й псалом. «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона» (Пс. 136:1). Этот псалом был написан в память о Вавилонском пленении, в котором оказался иудейский народ после разрушения Иерусалима и храма в VI веке до Рождества Христова. Этот плен продолжался несколько десятилетий. И оказавшийся на чужбине народ помянул свои беззакония, помянул Господа, Которого он часто предавал в своей истории, от Которого отступал. И люди плакали и стонали, памятуя об Иерусалиме: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс. 136:5). Почему же Церковь нам предлагает это песнопение перед Великим постом? Каждый раз в преддверии Великого поста тем самым нам дается напоминание и напутствие о том, что мы — странники в этом мире, мы находимся на чужбине. Это живо ощущали ранние христиане, об этом сказано в посланиях апостольских, «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13: 14), то есть нового Иерусалима. Также в одном из ранних произведений, в послании к Диогнету было сказано, что христиане странники и пришельцы здесь, на земле, и что хотя они живут на земле, они суть граждане небесные. И преддверие Великого поста, как и само время поста, это период, когда мы вспоминаем об этом — какие мы граждане и где наше Отечество. И подобно блудному сыну приходим в себя для того, чтобы начать быть подлинными христианами. Встанем и пойдем к Отцу, и будем пребывать в Его святой воле!

Время Великого поста для каждого из нас может быть лучшим временем в году. Мы можем хотя бы на ступеньку сделать шаг по лествице небесного восхождения, приблизиться к Богу, вспомнить о своём предназначении, как христиан, в этом мире. Потому что весь великопостный уклад церковной жизни, домашних молитв, правил относительно поведения христианина, способствует ощущению особенного Божиего присутствия в нашей жизни, особого искания Бога, вслушиванию в Его слово и стремлению исполнить еë в своей жизни, как это было с древними праведниками, пророками, апостолами, со всеми святыми в истории Христианской Церкви.

И вот, накануне Великого поста, который литургически, можно сказать, уже начался нынешней вечерней, о чем свидетельствует особый строй этого богослужения, мы, согласно прекрасной древней традиции Православной Церкви, испрашиваем друг у друга прощения. Это традиция восходит, по житию Марии Египетской, к практике древних палестинских обителей, когда монахи за сорок дней до празднования Святой Пасхи уходили в отдаленные части пустыни для сугубого подвига, молитвы и поста. А накануне светлого Христова Воскресения, начиная с Великого Четверга, они снова собирались в монастыре. И никто из них не знал, кто вернётся, кого они увидят при следующей встрече, а кто, может быть, уже в течение ближайших дней или недель предстанет перед Господом. Поэтому они просили друг у друга прощения за все вольные и невольные прегрешения. И в этом прекрасном примере Церковь увидела возможность для каждого из нас, людей слабых, немощных, обижающих своих ближних и часто так легко обижающихся, прекрасную возможность очиститься на пороге этого святого странствования, этого великопостного делания, испросив друг у друга и у Господа от всего сердца прощения за все наши грехи вольные и невольные.

Задумаемся над этим, чтобы это не стало просто данью какой-то традиции, но чтобы действительно состоялось примирение, воссоединение. Или, может быть, хотя бы лишний раз (который не может быть лишним) состоялось общение с близкими, родителей и детей, супругов, друзей. Потому что в наши тяжёлые времена мы все должны поддерживать друг друга — взаимным прощением, взаимной молитвой и взаимным общением — мы призваны быть одной семьёй, Церковью. Этому мы научаемся в течение всего церковного года, особенно в преддверии Великого поста, а также встречая радостным и ликующим сердцем светлый праздник Воскресения Христова. И поэтому сегодня также и я у всех вас — у священнослужителей и прихожан, моих братьев и сестёр, испрашиваю прощения за всё, чем я, как грешный человек, мог согрешить перед вами, кого-то обидеть, кого-то оскорбить, кого-то ранить. Благословите, отцы святые, братья и сестры, и простите мне грешному вся, елика согреших, делом, словом, помышлением, и всеми моими чувствами!».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее