«Эта жизнь, которая начинается с нашего возрождения во Христе, с нашего Крещения, имеет вечное измерение, продолжается в вечности»

25 марта. Проповедь епископа Юрьевского Арсения в третью великопостную родительскую субботу в храме Рождества Богородицы Перынского скита.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Субботы второй, третьей и четвертой седмицы Великого поста посвящены поминовению усопших. Традиция Церкви молиться за всех живых и усопших своих членов уходит корнями в глубокую древность, к первым временам христианства. В принципе, каждая Божественная Литургия является молитвой «о всех и за вся», за весь мир и за всю Вселенскую Церковь, в том числе и за тех её членов, которые уже перешагнули порог временной жизни, и являются членами Церкви небесной. В одном из древних символов веры, он называется Апостольским, совпадающем с нашим Никео-Цареградским символом веры по существу, при этом он более краток, есть то, чего нет в известном нам символе. Перед исповеданием веры в воскресение и жизнь вечную там говорится: «(Верую) в общение святых». Конечно, здесь можно вспомнить, что все члены Церкви в ранний период христианства назывались святыми, и сама церковная жизнь была общением. Литургия, Евхаристия, община… Церковь не жила в каком-то безвоздушном пространстве, христианство было общением. Но присутствие этой фразы в древнем Символе веры говорит о чём-то большем. Речь здесь идёт не о констатации всем известного факта, а о предмете веры, как и во всех остальных положениях Символа, где говорится именно о вере — в воскресение, в жизнь вечную и т.д. И общение святых, как предмет веры, это, прежде всего, общение с теми христианами, которые уже находятся за порогом временного жития. Это и святые, к которым мы обращаемся с молитвами, и усопшие, о которых мы предстательствуем со всей Церковью перед Богом. Это также и молитвы со стороны святых о нас, общение тех святых с нами, святыми в библейском смысле слова, потому что Церковь называется святой. И христиане назывались святыми, прежде всего, в смысле избранничества. Как ветхий Израиль назывался народом святым, потому что был избран Богом, так и христиане называли друг друга святыми именно в том смысле, что они тоже были избраны Богом и являются новым народом Божиим, «новым Израилем». Церковь — это новый народ Божий, и между святыми, членами этого народа Божиего, как живыми, здесь, на земле, так и продолжающими жить в Боге, существует общение.

И Церковь живёт этой верой на протяжении всей своей истории. Наши усопшие, наши близкие, члены Церкви живы в Боге, согласно Его словам: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). И также согласно другим великим словам нашего Спасителя: «Я есмь воскресение и жизнь; … верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11: 26, 27). И вера в то, что христиане живы во Христе, была глубоко присуща ранней Церкви и вообще Церкви на протяжение всех столетий. И живущие на земле, и те, которых мы называем усопшими, — живы в Боге, живы в памяти Божией. Именно поэтому мы и обращаемся ко Господу со словами: «Помяни, Господи…». Что значит это «помяни»? На самом деле это не столько просьба, сколько констатация того факта, что все мы находимся в памяти Божией, и благодаря памяти Божией, мы существуем, и ушедшие от нас существуют в этой памяти. Потому что память Божия означает бытие всего мира и жизнь каждого из нас, жизнь всего творения.

И вот сегодня, в субботу, мы, в соответствии с древней традицией, после будних дней Великого поста, когда не совершалась полная Литургия и, соответственно, не совершалось полноценное поминовение усопших, возносим наши особые молитвы за ушедших от нас в мир иной. Эти молитвы возносятся главным образом на Литургии, во время Евхаристической молитвы, и возносятся в особых прошениях, таких как ектения и заупокойная лития. Во всех молитвах всё наше упование мы возлагаем на нашего Спасителя, в Котором нам дарована жизнь. И наши усопшие в Нем живы — братья и сестры, отцы и матери, прежде ушедшие поколения христиан, — и мы живы в Боге. Эта жизнь, которая начинается с нашего возрождения во Христе, с нашего Крещения, имеет вечное измерение, продолжается в вечности. Это мы исповедуем, этой верой живёт Церковь, и в этом наше упование. В конце концов, наше упование — это Сам Христос, победитель смерти, именно Его нисхождение в этот мир и Его причастие нашей судьбе даже до смерти, даже до ада, является источником той великой надежды, которая и оживотворяет Церковь и предаёт нам всем уверенность, духовные силы и предощущение жизни вечной. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее